05.07.2016

Гид по стилям 20 века. Модернизм


Любой человек, хотя бы поверхностно знакомый с миром изобразительного искусства, прекрасно знает эту логическую цепочку: проторенессанс – живопись эпохи Возрождения – маньеризм – барокко (иногда отдельно выделяют рококо) – классицизмромантизм – сентиментализм – академизм - реализм. Живопись двадцатого века условно подразделяется еще на два этапа: модернизм и постмодернизм. Однако под этими понятиями скрываются достаточно много вполне самостоятельных стилей, в которых, однако, легко запутаться. Помочь разобраться в перипетиях живописной жизни двадцатого века, призвана данная статья

Модернизм

к писсаро

Модернизм ведет свою историю с 1863 года, когда в Париже был открыт «Салон Отверженных» — выставка, которая показала миру «другое искусство», свежий взгляд на многие вещи, свободный от канонов академической живописи. Именно тогда родился импрессионизм, который открыл дорогу для новых веяний в живописи. Среди основателей импрессионизма значатся Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар, К. Писсаро. Именно они первыми стали рисовать так как видят, а не так, как нужно. К концу 1880 на смену импрессионизму приходит постимпрессионизм. Этим термином обозначают все основные направления во французской (иногда европейской) живописи с 1885 по 1900 годы. Все что надо знать про постимпрессионизм – это, то что к нему относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, а также Жорж Сёра.

Футуризм

В начале двадцатого века в Италии и России набирает популярность новое художественное течение – футуризм. Сам термин появился благодаря статье «Манифест футуризма» итальянского поэта Филиппо Маринетти. Художники-футуристы (У. Боччони, К. Карра, Л. Руссоло, Д. Бурлюк) превозносили технический прогресс, любые механизмы, непримиримую войну со всем старым. Главными героями их картин были автомобили, поезда, самолеты, очень любили футуристы мотоциклы. А их картины легко узнать по нагромождению форм, обилию пересечений и сдвигов. И очень часто это затрудняет понимание смысла всей работы.

Кубизм

авиньонские девицы

Иногда кубизм называют одной из самых радикальных революций в мире живописи за последние пятьсот лет. И с этим трудно поспорить, хотя сам основная мысль нового течения достаточно проста – разложение и деформация предметов на геометрические плоскости. Наиболее значимые представители кубизма это, прежде всего, Пабло Пикассо, а также Жорж Брак и Хуан Грис. Некоторое время кубизмом увлекался и постимпрессионист Поль Сезанн. Рождение нового стиля связывают с картиной Пикассо «Авиньонские девицы» (1907).

Сюрреализм

постоянство памяти

Достаточно быстро на смену угловатому кубизму приходит парадоксальный сюрреализм. С 1917 года на картинах стали появляться бесконечные иллюзии и несуразные сочетания разнообразных форм. Сюрреализм – это совмещение сна и реальности, фантасмагория и коллаж, иррациональность и абсурд, и больше про него нечего сказать. Художники-сюрреалисты достаточно оригинально искали вдохновение: голодали, употребляли наркотики, напивались до чертиков, отказывались от сна. Подобные издевательства над собой подарили мировому искусству такие шедевры как «Сын человеческий» Р. Магритта и «Постоянство памяти» С. Дали. Наиболее яркие представители этого направления — это уже представленные Рене Магритт и Сальвадор Дали, а также Хуан Миро и Джорджо де Кирико. Иногда принято можно услышать мнение, что сюрреализм обрел такую популярность исключительно благодаря харизме С. Дали.  

Фовизм

фовизм

Хотя фовизм нечасто выделяют в самостоятельный стиль, эти картины трудно не заметить. Они полностью оправдывают свое название (произошло от французского слова «дикий») и отличаются настоящим буйством цвета, иногда просто обескураживают яркими вспышками красок. Вдохновляясь творчеством Сезанна и Ван Гога, а также японскими гавюрами, фовисты (Анри Матисс, Жорж Брак, Андре Дерен и Альбер Марке) пытались найти самовыражение через буйство красок и минимализм. Конечно, фовизм – это прежде всего Матисс, картины которого «Танец», «Девушка с бубном», «Красные рыбы» стали шедеврами мировой живописи. И, хотя, иногда работы фовистов сравнивают с детскими рисунками, истинные ценители искусства готовы платить за них миллионы долларов.

Экспрессионизм

экспрессионизм

Модернизм в Германии проявился в виде экспрессионизма. В первые десятилетия XX века немецкие художники стремились выразить протест против несовершенства окружающего мира, чувства неизбежного приближения конца, крушения всех надежд и делали это через деформацию образов, гротеск, пессимизм, резкие контрасты, мистицизм. Если картина передает не столько действительность, сколько чувства и эмоции художника – это точно экспрессионизм. Все это можно найти на полотнах О. Кокошки, Э. Шилле, П. Клее, Х. Сутина, Э. Кирхнера и А. Маке. «Фронтменом» экспрессионизма считается норвежский художник Эдвард Мунк с его шедевром «Крик». Эту картину знает любой, даже самый далекий от искусства человек. Долгое время «Крик» оставался самой дорогой картиной в мире – в 2012 году его оценили в 120 миллионов долларов.

эдвард мунк крик

Супрематизм

черный квадрат

Если считать кубизм и экспрессионизм странным, то возникший в начале 20 века в России супрематизм (в переводе с латинского — «высший», «первейший») – это просто взрыв учебника геометрии. Бодрая смесь из квадратов, кругов, треугольников и объемных форм на плоскости – вот что представляют собой работы супрематистов. Основателем супрематизма является Казимир Малевич, и его «Черный квадрат» рассказал миру, что рисовать больше нечего. Наиболее значимыми соратниками Малевича были И. Пуни, М. Менков, О. Розанова, Н. Суетин. По замыслу супрематистов, краска, освобожденная от уз формы, должна была стать первым шагом к «чистому искусству» - которое приравнивает человека к Богу.

назад к списку новостей »