Биография: БОРДЖАННИ Орацио Borgianni, Orazio (ок. 1578, Рим - 1616, там же) - итальянский художник. Художественное воспитание Орацио Борджанни проходило в Италии и Испании в конце XVI - начале XVII в., в эпоху перехода от позднего маньеризма к барокко. В 1603 он приезжает в Рим, где остается до самой смерти. Его первый биограф, Дж. Бальоне, сообщает о двух поездках художника в Испанию, одной, предполагаемой, в 1598-1602, и второй, достоверной, в 1604-1605. Его творческая индивидуальность и воображение проявились уже в ранних произведениях, созданных в Испании («Св. Христофор», Барселона, собрание Ми-ликуа; «Распятие» в глубине фантастического пейзажа, Кадис, Провинциальный музей). В сценах из жизни Марии (1604- 1605, Вальядолид, монастырь Порта-коэли) Орацио Борджанни демонстрирует свой драматический талант; здесь становятся очевидными и источники его вдохновения: с одной стороны, влияние Тинторетто (например, в композиции «Введение во храм») и, с другой стороны, реминисценции рассеянного света Корреджо («Успение»); кроме того, эти работы близки картинам Рубенса. Восприимчивый к различным влияниям (венецианцы, Эль Греко), Борджанни, однако, шел своим путем, далеким от каких-либо определенных художественных направлений. При этом он стал одним из пионеров караваджизма в Испании. В поздний римский период (1605-1616) художник создает свои лучшие произведения. В картине «Смерть Иоанна Евангелиста» (Дрезден, Картинная гал.) он выступает в качестве наследника маньеристической традиции (гигантские фигуры и странная поэтика). В других работах можно видеть черты классицизма братьев Карраччи или Ланфранко, которому прежде приписывали картину Борджанни «Явление Марии св. Франциску» (1608, Сецце, капелла кладбища). Композиция «Св. Карл Борромей, поклоняющийся св. Троице» (ок. 1611-1612, Рим, ц. СанКарло алле Куатро Фонтане), в которой высокий динамичный силуэт святого, поглощенного своим видением, изображен в ирреальном мире античных развалин, показывает Борджанни глубоко религиозным художником, почти мистиком. В последние годы жизни мастер оставляет лирическое искусство и создает более рельефные композиции, под влиянием караваджизма акцентируя световые эффекты («Рождение Марии», Савона, Сантуа-рио делла Мизерикордия; «Св. Семейство» с замечательным натюрмортом на первом плане, Рим, Нац. гал., гал. Корсини; «Пьета», Рим, гал. Спада). Несмотря на то что Бальоне в своих «Жизнеописаниях художников» (1642) называет Борджанни злейшим врагом Караваджо, в действительности он является одним из первых его последователей.