Николай Борисович Терпсихоров (1890—1960) — советский живописец. Заслуженный художник РСФСР. Один из самых характерных мастеров соцреализма. В 1911—1917 годах учился живописи в художественной школе у К. Ф. Юона и И. О. Дудина в Москве, продолжил занятия в школе живописи и рисунка В. Н. Мешкова, Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством Н. А. Касаткина, А. М. Васнецова и К. А. Коровина. В 1917 году Терпсихоров вступил в Красную Армию. Участник Гражданской войны. В начале 1920-х годов возвратился к прерванным занятиям искусством. Член общества «Художественная московская школа». С 1922 по 1932 год — один из учредителей и активный член АХРР, участник всех одиннадцати выставок «Революция, быт и труд» объединения (1922—1929). Яркий представитель живописной эстетики и последовательный приверженец идеологии АХРР. Много времени художник проводил в поездках по стране, знакомясь с её жизнью, стараясь найти новые темы и образы. Творческие командировки возбуждали у него интерес к пейзажу, как самостоятельному жанру (он активно занимался им в Училище). Много впечатлений подарили Терпсихорову поездки в Узбекистан (1929) и Туркмению (1935—1936). Яркие краски Средней Азии значительно обогатили цветовую гамму его полотен. Незнакомый уклад жизни расширил запас жанровых впечатлений. Как всегда, художника привлекли здесь черты нового («Книжный базар», «Красный обоз»). Туркменские этюды легли в основу нескольких больших жанровых картин. Наиболее интересная из них — «Ковровщицы» (1936), живо и занимательно повествующая о труде и быте работниц ковровой мастерской. В годы Великой Отечественной войны Терпсихоров обращается к военной теме, решая её то в героическом («В обход врага»), то в более близком ему жанровом ключе («Денек в тылу», «Письмо с фронта»). Главной темой творчества Терпсихорова послевоенных лет становится пейзаж, в котором он выступил как достойный продолжатель традиций русской реалистической живописи конца XIX — начала XX века. Образы родной природы на полотнах Терпсихорова, отмеченных высоким живописным мастерством, исполнены эпической широты и величественности («Закон жизни. Ледоход», 1952), лирической задушевности (серия пейзажей Подмосковья и Прибалтики, 1950-е годы). Пейзажи М. Терпсихорова лишены идеологического подтекста и выдают приверженность автора к реалистическому методу в искусстве.