Крик

Автор: Мунк Эдвард
Арт-стиль Экспрессионизм
Тематика: Абстракции
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Дата завершения картины: 1910

Стиль картины: Экспрессионизм

Техника исполнения: темпера

Материал: доска

Размеры полотна: 83,5 x 66 см

Галерея: The Munch Museum

«Крик» (норв. Skrik) — созданная в промежутке между 1893 и 1910 годами серия картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. На них изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и крайне обобщённого пейзажного фона. 

«Крик» как эмблема экспрессионизма служит своего рода прелюдией к искусству XX века, предвещая ключевые для модернизма темы одиночества, отчаяния и отчуждения. Словно бы заглянув в грядущее столетие мировых войн, революций и экологических бедствий, автор, кажется, отрицает саму возможность какого-либо их преодоления, или трансцендентности.

В 1892 году на выставке в Берлине было показано 55 полотен норвежского живописца Эдварда Мунка, и среди них первые картины его большого цикла «Фриз жизни». Эта экспозиция вызвала большие споры, в которых столкнулись мнения приверженцев кайзеровского режима, а с другой стороны — прогрессивных художников. Не успела выставка открыться, как некоторые тут же потребовали ее закрытия: «Из уважения к искусству и честному имени художника».

Первым потребовал закрытия выставки живописец кайзеровского режима Антон фон Вернер, против чего решительного выступили Макс Либерман и некоторые другие художники. Первому трудно было согласиться с самостоятельностью Мунка, который смело перешагнул рамки натурализма, и немецкая пресса писала о норвежском художнике, как о сумасшедшем. Его ругали в большом городе и пока было мало тех, кому нравилось его искусство. Но вскоре число друзей стало быстро увеличиваться, а особенно хорошо писали о Мунке молодые поэты. Разыгравшаяся вокруг его имени буря подняла Мунка на ступеньку выше на лестнице славы, а последовавшее вскоре закрытие выставки только способствовало широкой известности Мунка за рубежом. 

Десятки людей, вступивших с ней в контакт, так или иначе подвергались ее негативному влиянию: ссорились с родными, заболевали, впадали в депрессию или внезапно умирали. У картины такая недобрая слава, что смотрители музея стараются обходить ее стороной. Однажды работник музея случайно уронил картину. Вскоре после этого у него начались ужасные головные боли, хотя до этого подобным недугом он не страдал. В итоге, приступы мигрени довели несчастного до самоубийства. В другой раз служащий музея выронил «Крик», во время очередного перевешивания. И через неделю он попал в страшную аварию, после которой врачи буквально собирали его «по кусочкам». Доставалось от неспокойной картины и посетителям, так один из них попытался дотронуться до полотна пальцем. А через неделю у него дома произошел сильный пожар, в котором он сгорел заживо. Возможно, картина продолжает судьбу самого Эдварда Мунка, которая была сплошной чередой трагедий и потрясений, но об этом рассказано отдельно (статья про крик).


Описание картины Эдварда Мунка «Крик»

Картина «Крик» - это одно из самых знаменитых полотен норвежского художника Эдварда Мунка. Упоминая его имя, многие в первую очередь вспоминают именно «Крик». В этой картине вся глубина, все чувства, которые хотел передать автор, видны и ощутимы уже с первых секунд просмотра. Отчаяние и ужас, а также крик, как естественная реакция на столь сильные эмоции, словно окутывают, окружают и разрастаются до размеров мира. Что интересно, многие считают, что фигура, изображенная на холсте, напоминает эмбрион, скелет и даже сперматозоид.

Важным элементом картины является также волнообразное представление окружающего пространства — оно больше похоже на эхо, которое усиливает крик, разносит его вокруг и окутывает со всех сторон страдающего героя. Лицо, полное ужаса, искаженное пространство, практически слышимый крик отчаяния распространяется и расползается вокруг, окутывает все, набирает вселенские масштабы. И все это несмотря на сравнительно приятные и радужные цвета картины — ведь здесь нет темных, мрачных тонов.

Интересно, что вдохновение пришло к художнику во время мирной прогулки с друзьями по парку. О происшествии он даже сделал запись в своем личном дневнике. Прогуливаясь теплым летним вечером, Мунк обратил внимание на солнце, которое садилось за горизонт и окрасило небо в приятный оранжево-красный цвет, местами напоминающий кроваво-алый. Он настолько заворожил мужчину, что тот остановился и начал наблюдать, прислушиваться к себе: то волнение и изнеможение привело его в изумление. Он хотел кричать, чувствовал крик, пронзающий не только его, но и все вокруг. Впоследствии он сообщал, что во время работы над картинами из серии «Крик» он пытался избавится от крика своей души, от тех неприятных чувств, что посещали его достаточно часто.


...проклятая картина...

Известная картина «Крик» написанная художником из Норвегии Эдвардом Мунком, считается одной из самых мистических картин в мире, так как ее сопровождает череда несчастий. 

«Крик» написал художник Мунк в эпоху экспрессионизма, и на данный момент ее оценочная стоимость составляет семьдесят миллионов долларов. 

У картины плохая история пропитанная мистикой и загадками. Ее много раз пытались похитить, но она всегда возвращалась. Сегодня картина «Крик» может смело занять место в «Десятке самых ужасных картин». 

Даже посетители галереи, зная ее дурную славу, поглядывают на нее с опаской или стараются вовсе обойти стороной.

На протяжении всего своего существования картина негативно воздействовала на людей, как-либо соприкасавшихся с ней. Они болели, проявляли агрессию, умирали от неожиданных болезней. Именно это и принесло ей дурную славу, и репутацию проклятой. 

Вот лишь несколько мистических случаев связанных с ней.

Один такой случай произошел со служителем галереи, который имел неосторожность уронить картину. После этого у него начались головные боли, становившиеся все сильнее и острее, хотя до этого, служащий ни когда не болел. В результате, головная боль довела беднягу до самоубийства. 

Еще один служитель при переносе картины с одного места на другое нечаянно ее уронил, и снова расплата за это была также ужасна, как и сама картина — бедняга попал в автокатастрофу, переломав все кости, ног, рук и таза, а так же получил сотрясение. 

Еще один знаменитый случай, связанный с картиной произошел, когда один из посетителей посмел дотронуться до картины, через пару недель у него случился пожар, сгорел дом, в котором, сгорев заживо, погиб и он сам.

Изображение на картине «Крик» без сомнения влияет на психику и восприятие человека, о чем говорят многочисленные психологические исследования. Мрачное синее небо. Ужасный крик существа, то ли мумии, то ли инопланетянина, на лице которого застыла гримаса ужаса. Неизвестные люди на мосту, прячущие лицо. Всё это перемешивается эхом и отражается в кровавом заливе. Сюжет производит ошеломляющий эффект, а атмосфера картины кажется жуткой и ужасной. 

Но всё это не так страшно как кажется. Исследователи объясняют, что кровавое небо – это вулкан, который вырвался на свободу в 1883 году. Ведь мост на картине – реальное место в Осло. Там многие художники писали свои картины. Мост, в действительности так же имеет дурную славу, многие люди совершали самоубийство, бросаясь с него. Рядом расположена психическая больница, откуда часто доносились душераздирающие крики. Наверное, всё это слившись воедино — впечатления, переживания, атмосфера и события, в совокупности повлияли на Эдварда Мунка и все это, отобразилось в ужасном крике существа на картине.

Не стоит забывать и сам художник Эдвард Мунк, появившейся на свет в 1863 году, и вся его жизнь – это сплошная черная полоса, пропитанная чередой несчастий и потрясений, повсюду его преследующих. Болезни, смерть родных, одиночество, сумасшествие. 

В возрасте 5 лет художник остался без матери, она заболела туберкулезом, после чего умерла. Через 9 лет от болезни покинула мир сестра художника Софья. Следом брат Андреас. Младшая сестренка страдала «шизофренией». В 90-х с Эдвардом Мунком случился сильнейший нервный срыв, после чего художник долгое время лечился электрошоком. У него не было жены, так как он испытывал неописуемый страх перед сексом. 

Скончался Эдвард Мунк, в преклонном возрасте, разменяв восьмой десяток. После его смерти в наследие Осло получило: 1200 картин, 4500 эскизов и 18 тысяч графических работ.

Другие работы автора: