Харнетт, Уильям

Уильям Харнетт или Уильям Майкл Харнетт (англ. William Harnett, англ. William Michael Harnett 10 августа, 1848 — 29 октября, 1892, Нью-Йорк) — американский художник ирландского происхождения, мастер натюрмортов.

Уильям Харнетт родился в графстве Корк, Ирландия. Это был период картофельной катастрофы в стране, где жители выращивали и кормились картошкой. Монокультура в сельском хозяйстве обернулась катастрофой и так называемым картофельным голодом. В результате чего Харнетт и его семья эмигрировали в Соединенные Штаты и поселилась в городе Филадельфия.

В 1868 году Уильям Харнетт стал гражданином Соединенных Штатов. Зарабатывал на жизнь ремеслом гравера. Вечерами посещал классы рисунка Пенсильванская академия изящных искусств, а затем продолжил собственное художественное образование в Нью-Йорке, где посещал известное заведение Юнион Купер и класс Национальной академии дизайна. Первый известный его натюрморт датирован 1874 годом.

Известно, что в период 1880—1886 гг. Уильям Гарнет посещал Германию и работал в городе Мюнхен.

Натюрморт не получил значительного распространения в живописи Соединённых Штатов в 19 веке ни как самостоятельный жанр, ни как важное приложение к распространенным тогда портретам.

Подкормки заинтересованности в создании натюрмортов идут разными путями: и как учебная студия, и как жанр, известный в Западной Европе (в Голландии 17 века, во Франции в 18 и в 19 веке, в том числе у импрессионистов), и через приобретение картин западноевропейских художников богачами США и созданием ряда музеев в стране.

Кощунственная буржуазная критика США невысоко оценивала натюрморты Харнетта через изображение бытовых вещей и старых книг на дешёвых распродажах. Перевод названия одного из натюрмортов Харнетта можно подать как «Книги подешевлее» или «Книги дешёвого лота». Натюрморты Уильяма Харнетта не вызывали у буржуазной публики мыслей о благородном и значимом. Они также не годились для музеев искусства, а были достойны лишь для дешёвых кафе и столовых, возможно как декор и реклама в конторских помещениях и в бизнес-офисах. Бытовые и прозаические вещи натюрмортов художника вызвали ещё большие прозаические вкусы потребителей.

Положение дел изменилось в 20 веке, когда натюрморт вернул себе позиции почтенного жанра искусства.