Бонёр, Роза

Роза Бонёр (фр. Rosa Bonheur, полное имя Marie Rosalie Bonheur, 1822—1899) — французская художница-анималист. В её честь назван кратер Роза Бонёр на Венере.

Роза Бонёр является одним из крупнейших французских художников-анималистов XIX века. В становлении Розы как мастера живописи огромную помощь оказал её отец, Раймон Бонёр, художник-пейзажист и мастер рисунка. Он же был её первым и единственным учителем.

По своим политическим убеждениям Раймон Бонёр был социалистом, сторонником равноправия полов и женской эмансипации, поэтому охотно помогал дочери во всех её начинаниях. С юности художница определилась в том, что изображения животных станет определяющей темой в её творчестве.

Роза Бонёр была профессиональной художницей, что для XIX столетия было редким явлением (женщина-профессионал). Впервые Роза выставляет два своих полотна с изображениями животных в 1841 году в Бордо.

В 1848 она выставляет в Парижском салоне картину «Стадо коров», в 1849 — полотно «Пашущие волы» (ныне хранится в парижском Люксембургском дворце). В 1853 году главной сенсацией салона стала картина Бонёр «Ярмарка лошадей» (в нью-йоркском Метрополитен-музее). Это полотно купил американский миллионер Корнелиус Вандербильт, пожертвовавший его затем нью-йоркскому музею. Изображения животных, созданные кистью Розы Бонёр, практически безупречны. Особой любовью и спросом её произведения пользовались в Англии.

Роза была лесбиянкой и открыто жила вместе со своими «подругами», что давало почву для различных скандальных слухов[источник не указан 1023 дня].

Роза Бонёр скончалась 25 мая 1899 года в Фонтенбло и была похоронена в Париже на кладбище Пер-Лашез.

Её младший брат Огюст (1824—1884) также пошёл по стопам отца и сестры и стал художником-анималистом и ландшафтным живописцем.