Биография: Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали (1904 — 1989) — испанский живописец, один из виднейших представителей сюрреализма. Художник родился в семье преуспевающего нотариуса. С детства Сальвадор выделялся эксцентричным и импульсивным характером. С четырех лет он начинает рисовать с большим усердием. Первые уроки живописи он получил у профессора Жуана Нуньеса. В 1921 году Дали заканчивает институт (так в Испании называли средние школы) и поступает в Художественную академию в Мадриде. В 1923 году художник заинтересовался картинами Пабло Пикассо. А в 1925 году у него проходит его первая персональная выставка. В 1927 году Сальвадор Дали едет в Италию, где знакомиться с живописью эпохи Возрождения, а через год он уезжает в Париж. В 1929 году художник знакомится с Еленой Дьяконовой или Галой, которая стала для него женой и музой. В 1930 году полотна Дали начинают приносить ему доход и известность. После оккупации в 1940 году Дали переезжает из Франции в США. В 1948 году художник возвращается в Испанию. В основном Сальвадор Дали работал с несколькими тематиками: параноидально-критический метод, теория современной физики, фрейдистско-сексуальная тема, и, изредка, религиозные мотивы. В 60-х годах отношения между Дали и Галой дали серьезную трещину. Гала просит купить ей другой дом, чтобы жить отдельно. Не смотря на то, что с тех пор художник посещал свою музы только по ее письменному разрешению, ее образ вдохновлял его до конеца жизни. В 1982 году умирает Гала. Для художника это был сильный удар, и он перестает рисовать, его последняя работа датирована 1983 годом. В 1984 году в доме Дали происходит пожар, художник получает ожог 18% поверхности кожи. Через год он практически поправляется и даже дает интервью. Но в 1989 году Сальвадора Дали умирает от сердечной недостаточности на 84 году жизни.

Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в Фигерасе, небольшом каталонском городке на северо-востоке Испании. Его отец, которого также звали Сальвадор, служил нотариусом и был атеистом, а мать, Фелипа, напротив, набожной католичкой, что, впрочем, не мешало их браку. Ребенка назвали Сальвадором не только в честь отца, но, в первую очередь, в память об их первом ребенке, умершем, не дожив до двух лет, в октябре 1903 года. Сальвадор, появившись на свет спустя девять месяцев после его смерти, всегда ощущал болезненную связь со своим покойным братом. В одной из своих автобиографических книг Дали писал, что с детства чувствовал себя «эхом, двойником, отсутствующим». Вторым (и последним) ребенком в семье была Ана Мария, родившаяся в 1908 году.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Дали рос неуправляемым мальчиком, плохо учился в школе. Способности к рисованию проявились у него в раннем возрасте, а развить их помог Сальвадору талантливый художник Рамон Пичот. В 14 лет Сальвадор успешно участвовал в своей первой выставке родном Фигерасе. В 1921 году он стал студентом Академии изобразительных искусств в Мадриде. Правда, Академия дала ему немного - Дали уже тогда считал себя выше своих учителей. Но мадридская жизнь пошла ему на пользу - в столице он познакомился с молодыми интеллектуалами, среди которых были Луис Бунюэль, впоследствии знаменитый кинорежиссер, и не нуждающийся в особом представлении Федерико Гарсиа Лорка. 

В 1924 году Дали исключили из Академии за недостойное поведение. На следующий год он вернулся, но в 1926 году его вновь исключили - на этот раз без права восстановления. Художник сам спровоцировал такое решение своим презрительным отношением к преподавателям. Когда его на экзамене попросили назвать трех наиболее ярких в истории искусства художников, Дали сказал: «Я отказываюсь отвечать. Никто из профессоров Академии не смеет быть мне судьей. Я ухожу». К этому времени в его багаже уже была первая персональная выставка (в 1925 году) - в барселонской галерее Далмау, одной из лучших коммерческих галерей Испании. Выставка очень понравилась посетившему ее Пикассо. Их личное знакомство состоялось годом позже, когда Дали впервые приехал в Париж. В своих ранних работах художник экспериментировал в различных стилях, однако больше всего его привлекал сюрреализм, чьи странные и вызывающие образы как нельзя лучше отвечали странному и вызывающему характеру самого Дали. В 1928 году Сальвадор работает в сотрудничестве с Бунюэлем над первым сюрреалистическим фильмом «Андалузский пес». Его премьера состоялась в Париже и привлекла внимание к Дали основателя и лидера сюрреализма Андре Бретона. В 1929 году Дали официально примкнул к этому течению.

ЛЮБОВЬ И ВДОХНОВЕНИЕ

В том же 1929 году Дали познакомился с женщиной, ставшей его музой. Это была Гала Элюар, жена Поля Элюара, одного из самых значительных французских поэтов XX века. Гала и Дали испытали сильное влечение друг к другу, и очень скоро между ними начался бурный роман. Гала оставила Элюара в 1932 году. Именно эту женщину Дали писал на своих картинах на протяжении всей жизни. 

К моменту знакомства с Галой Дали жил в Кадакесе, рыбацком портовом городке на побережье Средиземного моря. В 1930 году художник купил крохотную хижину без всяких удобств на окраине Кадакеса - в Порт-Льигате. 

В последующие годы Дали и Гала не раз возвращались сюда. Дали быстро становился знаменитым (пусть и скандально) художником, и этот успех был связан не только с собственно живописью, но с его умением эпатировать публику. Не стоит сбрасывать со счетов и незаурядные способности Галы, исполнявшей, по существу, функции менеджера Дали. В 1934 году он сумел организовать несколько персональных выставок. Их география была обширной - Нью-Йорк, Барселона, Лондон.

Одна из самых известных публичных выходок Дали случилась в 1936 году на Международной сюрреалистической выставке (Новые галереи Берлингтона, Лондон). Дали решил прочитать здесь лекцию в водолазном костюме. Поначалу удивленная публика сидела спокойно, хотя и в полной тишине - сквозь стекло водолазного шлема не проникало ни звука. Но вскоре Дали стал задыхаться. Отчаянными жестами он попросил снять с него привинченный шлем, однако присутствующие сочли это за шутку и ответили художнику громким смехом. К счастью, все обошлось, и гаечный ключ вовремя нашелся.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРАГМАТИЗМ

Некоторых соратников Дали по сюрреализму раздражали его выходки, которые, по их мнению, отталкивали от этого течения левые политические силы. В юности Дали разделял анархистские убеждения своего отца, но впоследствии стал симпатизировать правым. Он, в частности, наотрез отказался выступить против генерала Франко, стремившегося к установлению фашистской диктатуры. 

В 1934 году Дали пригласили на парижскую квартиру Бретона, где художника обвинили в «антиреволюционной деятельности». Тогда ему удалось отговориться. Но ненадолго - в 1939 году Бретон окончательно изгнал Дали из рядов сюрреалистов. Впрочем, и без этого стиль Дали к тому времени изменился. В 1937 году художник впервые побывал в Италии, где очаровался работами мастеров Возрождения. Следствием этого была очевидная «традиционализация» стиля, хотя сюжеты его картин по-прежнему оставались наполненными сюрреалистическими фантазиями. 

Подобно многим художникам, Дали покинул Европу во время Второй мировой войны, обосновавшись в США. Там (в основном в Нью-Йорке) он жил с 1940 по 1948 годы. В США художник был хорошо известен и быстро добился успеха. В 1941 году для его персональной выставки распахнул свои двери Музей современного искусства, после чего она была показана в других крупнейших городах страны. В 1942 году вышла в свет его автобиография «Моя тайная жизнь» и мгновенно разошлась. В 1946 году Дали успешно сотрудничал с Альфредом Хичкоком. Все это дало повод Андре Бретону обнародовать едкую анаграмму его имени: «Salvador Dali - Avida Dollars» («Гребущий доллары»). 

После возвращения в Европу в 1948 году Дали обосновался в Порт-Льигате, делая оттуда частые вылазки в Париж и Нью-Йорк. 

Его карьера продолжала идти в гору. Огромные деньги Дали приносила, помимо картин, работа в смежных областях: он занимался буквально всем - от гобеленов до почтовых марок. Неплохим источником дохода были и его регулярные выступления по французскому телевидению. Особенно запомнилось зрителям одно его появление на экране, когда художник выкатил глаза и закричал в камеру: «Я сошел с ума... полностью сошел с ума... от шоколадок Ланвин!» Одну за другой он организовывал свои выставки, пользовавшиеся сумасшедшим успехом. Среди них можно выделить грандиозную выставку в Токио в 1964-65 годах, и еще одну - в парижском Центре Помпиду в 1979 году. В 1980-м эту выставку перевезли в лондонскую галерею Тейт, где на ней побывало рекордное для галереи количество зрителей - свыше четверти миллиона человек. Среди картин позднего периода популярностью пользовались работы Дали, связанные с религией (с годами он стал набожным католиком).

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

Дали активно работал до 70 лет, но после 1975 года его здоровье сильно пошатнулось. Гала тоже была нездорова. Она умерла первой, в 1982 году. После этого Дали покинул Порт-Льигат, чтобы никогда больше туда не возвращаться. Он жил в купленном в 60-е годы замке Пуболь, а после пожара в 1986 году переехал в Фигерас. Дали уже не вставал с постели. Скончался он 23 января 1989 года, в возрасте 84 лет.