Луис Мелeндес (исп. Luis Egidio Melendez de Rivera Durazo y Santo Padre; 1716, Неаполь — 1780, Мадрид) — испанский художник XVIII века, продолжатель лучших традиций мастеров испанского натюрморта. 

Отец Луиса, Франсиско Диас Ривера Мелендес (1682—1758), был художником-миниатюристом родом из Овьедо. Вместе с братом Мигелем Хасинто Мелендесом, тоже художником-потртетистом, они перебрались в Мадрид. Карьера Мигеля сложилась достаточно удачно: он поселился в столице, где впоследствии писал портреты королевской семьи. Франсиско же в 1699 году отправился в Италию и поселился в Неаполе, который в то время принадлежал испанской короны.

Франсиско Мелендес, несмотря на службу в испанской пехоте, не забывал искусство. Он женился на Марии Хосефе Дураццо и жил в Неаполе почти 20 лет. В 1716 году Мария Хосефа родила мальчика, которого назвали Луисом. В 1717 году отец вместе с семьёй вернулся в Мадрид.

 

Художественное образование Луис Мелендес получил в мастерской отца и в мастерской художника Луи Мишеля ван Лоо (1707—1771). После восшествия на испанский престол герцог Анжуйский сделал этого француза своим придворным художником. Довольно раскованная художественная манера ван Лоо с примесью модного рококо присутствует и в ранних произведениях Луиса Мелендеса. В 1737-48 гг. Луис Мелендес зачастую копировал портреты королевской семьи кисти ван Лоо для отправки ко дворам других европейских монархов.

В 1744 году в Мадриде основали Королевскую академию искусств Сан-Фернандо. В её руководство попали ван Лоо и Мелендес. Несмотря на господствующее в эпоху классицизма разделение жанров на высокие и низкие, руководство Королевской Академии искусств Сан-Фернандо приветствовало создание испанскими художниками непрестижных во Франции натюрмортов.

К этому периоду относится и автопортрет Луиса Мелендеса с академическим рисунком натурщика в руке, созданный в 1746 году (ныне — Лувр, Париж). Из-за конфликтов в академии отец (Франсиско Мелендес) был лишён должности профессора. Академию в 1748 году был вынужден оставить и Луис Мелендес. Начался бедственный в финансовом плане период.

В 1753 году Луис Мелендес вернулся в Мадрид. Среди интересных работ художника — натюрморты с изображением растений и овощей Испании, созданные для принца Астурийского. Луис Мелендес создал сорок четыре натюрморта, большинство которых ныне — достояние музея Прадо. Благодаря этим произведениям он и вошёл в историю искусства Испании XVIII века.

Но карьера художника не задалась. В 1760 году он подал ходатайство на получение должности придворного художника Карла III, однако тот его отклонил. Художник не имел состоятельного покровителя и по-прежнему бедствовал.

Детство художника:

Талантливый художник родился в 1716 году в Неаполе. Его семья имела непосредственное отношение к миру искусства, поэтому живопись, как говорится, была у мальчика в крови. Его отец был художником по миниатюрам, а родной дядя, брат отца — портретистом. Последнему повезло больше в плане карьеры — он стал придворным художником и жил в столице страны, в Мадриде. Отец же будущего мастера переселился в Неаполь, бывший тогда частью испанских территорий. Там он нашел свою любовь, в этом городе и родился Луис, но еще в младенчестве он с родителями вернулся на родину.

Образование и первые успехи:

Поначалу мальчик учился живописи у своего отца, а затем попал в мастерскую к ван Лоо, который был тогда очень популярен. Неудивительно, что в начале своей художественной карьеры работы Мелендеса испытывали сильное влияние стиля ван Лоо, ведь он много лет копировал его работы для представителей знати и придворных.

Карьера художника:

С открытием мадридской Королевской академии искусств Сан-Фернандо и учитель, и его талантливый ученик попали в руководящие органы этого учебного заведения. Специализация Мелендеса на натюрмортах не считалась у испанских художников столь «низким» жанром, как это было тогда принято у французов. Хотя мастер и предпочитал писать «неживую природу», у него был отменный вкус и несомненный дар портретиста. Об этом можно судить по созданному им автопортрету с карандашным рисунком в руках.

На этом полотне запечатлен молодой человек с выразительной южной внешностью и горделивой осанкой, с прекрасными черными глазами, в простом, но изящном и утонченном костюме. Белоснежная рубашка и жилет превосходно оттеняют темный атласный костюм и делают портрет ярким и выразительным.

Закат карьеры и возвращение на родину:

Но пора процветания быстро закончилась, когда из-за распрей в академии ее стены покинул сначала отец, а затем и сын Мелендес. С этой поры финансово оба были очень ограничены.

Четыре года Луис провел в Италии, где занимался восстановлением погибших при пожаре рукописей.

Затем художник вернулся на родину, где и создал натюрморты, которые обессмертили его имя. Именно они сейчас находятся в музее Прадо. Но материально они никак не обогатили мастера. Отсутствие богатого покровителя привело к тому, что до конца своей жизни талантливый живописец жил достаточно бедно.