Практически все мы слышали о таких художниках эпохи Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, но редко кто может назвать имя живописца, который вдохновлял всех этих художников, того, кто стал основой для всей европейской живописи, того, благодаря кому в живописном искусстве появилась перспектива.

Джотто или Джотто ди Бондоне (примерно 1267—1337) — итальянский архитектор и художник периода Проторенессанса. Считается, что Джотто – это сокращение от Амброджотто. Родился возле Флоренции, однако точная дата не известна, указывают период от 1267 до 1276 года, в семье крестьянина. Также достаточно распространена версия, художник появился на свет в самой Флоренции в семье кузнеца, проживавшего в квартале Святого Панкратия. По данным современников, был учеником Чимабуэ, однако в настоящее время эту версию подвергают сомнению, а известную историю о том, что Чимабуэ увидел, как молодой пастух Джотто рисует овцу и восхитился его художественным талантом, приравнивают к литературной легенде. По другой версии, Чимабуэ и Джотто совместно работали над росписью церкви Сан Франческо, причем фрески Джотто превосходили работы Чимабуэ. В начале 14 века Джотто женился на Чиуте ди Лапо дель Пела, а в 1301 году приобрел дом во Флоренции. В браке у них родилось восемь детей, один из них продолжил семейное дело и стал живописцем.

Джотто называют реформатором итальянской живописи, однако он открыл новый этап в истории всей европейской живописи и стал предтечей искусства эпохи Возрождения. Ему удалось преодолеть средневековые итало-византийские традиции и создать облик мира, максимально адекватный реальному по материальности и пространственной протяженности. Хотя Джотто использовал в своем творчестве уже известные живописные приемы: угловые ракурсы и античную перспективу, ему удавалось придать изображаемому пространству ясность, иллюзию глубины и четкость структуры. Кроме того, он разработал методы тональной светотеневой моделировки форм, что позволило придать им скульптурную объемность, сохранив им сияющую чистоту цвета.

Наиболее выдающимися работами Джотто считается роспись и Капеллы дель Арена в Падуе, которые посвящёны жизни Марии и Христа. Фрески, расположенные тремя горизонтальными рядами, отличаются драматизмом, смелым построением пространства, простотой и выразительностью ракурсов, жизненной убедительностью образов, смелым построением пространства, светлым праздничным колоритом, соблюдением цикла единства времени и места. Достойны отдельного упоминания росписи капелл во флорентийской церкви Санта-Кроче. Здесь художнику удалось достигнуть четкости пространственного построения, торжественности и стройности композиции, органической связи с архитектурой, монументальности образов и сдержанности колорита. Творчество Джотто легло в основу итальянской живописи Раннего и Высокого Возрождения.

Известна еще одна легенда о Джотто. Как уже было сказано выше, он учился у флорентийского художника Чимабуе Джованни. Однажды Чимабуэ на несколько минут отлучился от почти готовой картины. В это время Джотто пририсовал на нос одной из фигур на картине муху. Рисунок был настолько реалистичным, что вернувшись, учитель несколько минут пытался согнать муху с картины, пока не понял, что она ненастоящая.