Joseph Edward Southall Саутхолл Джозеф Эдвард 

23 августа 1861 – 6 ноября 1944 

Саутхолл Джозеф Эдвард (Joseph Edward Southall) (1861-1944), английский художник. Ведущая фигура в девятнадцатом веке возрождение живописи темперой, Саутхолл был лидером группы Бирмингем художника-мастеров, один из последних форпостов романтизма в изобразительном искусстве. 

Саутолл родился в семье квакеров в Ноттингеме в 1861 году. В следующем году отец Саутолла умер, и семья переехала в Бирмингем, в дом родителей матери. Первое образование он получил в специальных квакерских школах, учился рисованию у Эдвина Мура, брата известного живописца Альберта Мура. В 17 лет стал стажером у бирмингемских архитекторов Чемберлена и Мартина, которые строили общественные здания в неготическом стиле из красного кирпича. Одновременно Саутолл учился в Бирмингеской Школе искусств. Архитекторы-наставники привлекли внимание Саутолла к идеям Рескина и Морриса.

Во время обучения художник много путешествовал: в 1882 году посетил север Франции, где познакомился с континентальной готической архитектурой. В 1883 году отправился в итальянский тур. Именно тогда в нем проснулся интерес к темпере. Особенно Сатуолла восхитили работы Беноццо Гоццоли и Витторе Карпаччо. После возвращения в Британию, Саутолл начал первые эксперименты с темперой. 

В Италии Саутолл активно занимался изучением архитектуры. Его дядя, знакомый с Рескиным, показал тому зарисовки художника, чрезвычайно понравившиеся влиятельному искусствоведу. Рескин сделал Саутоллу заказ на разработку проекта музея Гильдии Святого Георгия (благотворительное общество, открытое Рескиным в 1870-х). Саутолл отправился во вторую поездку в Италию для работы над заказом, но проект, к сожалению, не был завершен. Архитектурой Саутолл так никогда и не занялся. 

В 1880-90-х годах Саутолл продолжал экспериментировать с темперной живописью, стремясь постичь технику старых мастеров. В 1893 году познакомился с Берн-Джонсом, который похвалил работы художника и поощрил его эксперименты. 

В 1895 году картина Саутолла впервые была выставлена в Королевской Академии. Это была «Золушка» — акварель в подражание средневековым миниатюрам дополненная позолотой. Саутолл часто использовал в работах позолоту (рецепты были найдены в «Трактате о живописи» Ченнино Ченнини). 

С тех пор художник активно выставлялся, в том числе и в Академии, и в Парижском Салоне. В 1901 году, когда было образовано Общество Художников Темперы, Саутолл стал одним из его членов. 

Общество занималось возрождением темперы: например, переводились трактаты Ченнино Ченнини, писались статьи о технике темперной живописи. Сам Саутолл очень серьёзно подходил к технологическому процессу. Он самостоятельно создавал краски и даже держал кур (связующее вещество темперы — яичный желток). 

На 1900-1910-х годы пришелся пик творчества художника. Он писал большие работы на мифологические сюжеты, регулярно проводил выставки, как в Британии, так и за её пределами. Кроме живописи Саутолл занимался изготовлением рам, иллюстрациями книг и гравюрами. 

В 1903 году художник женился на Анне Саутолл Элизабет Бейкер. Они были знакомы с юности, но поженились только тогда, когда Анна уже не могла иметь идей. Саутолл и его супруга были кузена и опасались заводить детей, поэтому было принято такое необычное решение. Это был счастливый брак: всю жизнь супругов связывала дружба. Саутолл часто рисовал Анну. Вот несколько работ, для которых она послужила моделью. 

В позднем творчестве преобладают пейзажи. Пейзажными зарисовками Саутолл занимался на протяжении всей жизни, особенно в путешествиях. 

В 1937 году Саутоллу была сделана операция, после которой он полностью не оправился. Он умер от сердечного приступа в своем доме в Эджбастон в 1944 году.