Поль Серюзье (Paul Sérusier) 1864-1927 г. Французский художник, участник группы «Наби», ученик Гогена. Биография и картины. 

Родился 9 ноября 1864 года в Париже. Его отец был директором парфюмерной фабрики. Он мечтал, чтобы сын пошел по его стопам и сделал успешную карьеру коммерсанта. Однако Поль еще во время обучения в школе проявляет интерес к живописи. Юноше удалось все же добиться разрешения родителей на занятия искусством. 

Поль стал заниматься в Академии Жюлиана. Его обучали преподаватели из Школы изящных искусств, которые придерживались традиций классической живописи. С первых дней обучения Серюзье демонстрирует незаурядные способности. Первой картиной, благодаря которой Серюзье достиг успеха, стала работа «Мастерская бретонского ткача». Она была представлена на выставке 1888 года. Однако начинающий художник больше интересовался новыми тенденциями в живописи, нежели академическим искусством. 

В поисках нового Серюзье отправляется в Порт-Авен. Здесь, в Бретани, происходит судьбоносная встреча начинающего художника с Гогеном. Под руководством Гогена Серюзье пишет на коробке из-под сигар пейзаж. Эта работа будет служить художнику талисманом впоследствии. В идеи Гогена он посвятит свои друзей в Париже. Обсуждение новых тенденций привело в итоге к образованию группы «Наби», идейным вдохновителем которой и стал Серюзье. 

Общение с Гогеном продолжалось, Серюзье, подобно губке, впитывал его идеи и по-своему реализовал их в своих работах. Серюзье многое перенимает у Гогена и даже поначалу откровенно подражает ему, но вскоре вырабатывает свой неповторимый стиль. Восприняв метод клуазонизма, то есть создания в картине четко отделенных друг от друга плоскостей, художник наполняет полотна дополнительным смысловым содержанием. 

Большое влияние на творческую манеру Серюзье и его развитие как художника оказывали путешествия. В 1893 году он посещает Италию вместе с Э. Бернаром, в 1903 году – Германию с Д. Серюзье. Позднее художник побывал в Праге, бенедиктском монастыре Бейрон. Именно в это время Серюзье обращается к религиозным темам, переняв основы живописи бенедиктинцев. Эти традиции наиболее полно выразятся в росписи церкви в Шатонеф-де-Фо. 

Помимо творческих работ Серюзье большой популярностью пользовались и его теоретические труды. Так, свое видение основ живописи художник отразил в работе «Азбука живописи». Некоторым итогом творческих исканий Серюзье стала выставка его работ, состоявшаяся в 1919 году. 

Поль Серюзье скончался 7 октября 1927 года во Франции.