Стили

Поп-арт

Одно из направлений живописи, называемое поп-арт, зародилось в пятидесятых годах, активно развивалось до семидесятых. Этот стиль был создан в качестве противоборствующего относительно абстракционизму, который многим казался пустым. Данное направление стало толчком к зарождению авангардизма. На что опирались представители течения? На фотоснимки, рекламные ролики и слоганы, программы по телевидению, всевозможные журналы и буклеты, кино. Основой в поп-арте являлся предмет бытового назначения, обыгранный с помощью декораций, позаимствованных в промышленном дизайне. Вещи массового выпуска вышли на первый план, их осветили с новой стороны, придали им некоторый шарм, привлекательность. А вот индивидуальность, присущая тем или иным художникам, отошла на задний фон. Родиной этого стиля являлась Великобритания, однако всеобщее мировое признание получили, в первую очередь, художники-французы и творчески одарённые жители Соединённых Штатов Америки. В дальнейшем нечто похожее на поп-арт стало зарождаться и в других государствах, например, в Германии, Советском Союзе, Италии. Но всё равно это было уже не то истинное, что радовало многих в 50-х годах.

Поп-арт (Pop art)

Поп-арт – направление в изобразительном искусстве Западной Европы и США конца 1950–1960-х годов, возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм. Для поп-арта характерны использование и переработка символических и знаковых объектов рекламной продукции и массовой культуры.

Художники, добиваясь броскости и наглядности своих творений, используют поэтический язык этикетки и рекламы. Признаки массовой культуры обыгрываются по-разному в произведениях поп-арта, но всегда в неожиданных и абсурдных сочетаниях, тем самым, стремясь отделить вещь от мифа, показать ее истинное значение. У каждого художника своя жанровая специализация. Иногда образы вводятся в картину как прямая цитата в виде коллажа или фотомонтажа, в других случаях имитируются композиционные приемы и техника рекламных щитов, в третьем вещь (например, картинка комикса) увеличивается до гигантских размеров или изготавливается из необычного материала. Помещенный в иной контекст исходный образ утрачивает первоначальную идентичность, парадоксально преобразуется и перетолковывается, обнаруживает свою изнанку, а иногда даже обесценивается.

Термин «поп-арт» впервые появился в прессе в статье английского критика Лоуренса Эллоуэя (1926–1990). В 1966 году Эллоуэй открыто признавался: «Тогда я не вкладывал в это понятие тот смысл, который оно содержит сегодня. Я использовал это слово наравне с термином „поп-культура“, чтобы охарактеризовать продукты средств массовой информации, а не произведения искусства, для которых были использованы элементы этой „народной культуры“. В любом случае понятие вошло в употребление где-то между зимой 1954/55 годов и 1957 годом».

Благодаря поп-арту появились такие новые направления как кинетическое и ситуативное искусство, а также оп-арт.

По сути, поп-арт подвел итоги и довел до логического завершения традиционные виды изобразительного искусства. Благодаря чему открылся путь совершенно новым видам художественных практик. Например, поп-арт подготовил путь для постмодернизма и концептуализма. А уже в 80-е годы XX столетия как итог возник новый тип искусства – нео-поп-арт.

Данное направление в изобразительном искусстве передало вкус и настроение того времени. Сексуальность, молодость, мимолетность, мечтательность и даже некоторая наивность в картинах стиля поп-арт считается отражением настоящей американской мечты. В России о ней заговорили лишь десятилетия спустя после первого появления поп-арта в Америке.