Стили

Фовизм

Фовизм (от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи конца XIX — начала XX века. Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1905 года. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, и французский критик Луи Восель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves). Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. Лидерами направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена. Также к числу сторонников этого направления можно причислить таких творцов как Альбер Марке, Шарль Камуан, Луи Вальта, Анри Эвенепул, Морис де Вламинк, Рауль Дюфи, Отон Фриез, Жорж Руо, Кеес ван Донген, Жорж Брак и других. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. На его картине женский нос вполне мог быть зеленого цвета, если это придавало ей выразительности и композиции. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин; я рисую картины».

В начале 20-ого века в художественной жизни появляется еще одно течение, которое получило название «фовизм». Зарождается оно в Париже – именно там во время проведения Осеннего салона в 1905-ом г. Некоторые художники представили свои картины в рамках целой творческой группировки. Критика нарекла их выставочную секцию «клеткой диких», а сами их картины вызвали волну неприятия и насмешек. После этого выходит рецензия Вокселя, где он и употребил понятие «фовизм». Эстетика фовизма использует идеологию Шопенгауэра и Ницше. В самой живописи художников привлекала выразительность цветового решения, как они говорили, «художник может найти решение всех вопросов в коробке с красками». Идеалом для фовистов был и Ван Гог, ведь его живописи были характерны яркие, сочные, эмоциональные краски, чистые цвета. Фовисты не пытались реалистично показать жизнь, они показывали, скорее, страсть к жизни, краски и эмоции. В основном, фовисты работали с пейзажами, редкие портреты носили нотки какой-то иронии со стороны автора. Фовизму характерен сильный, уверенный мазок, чистота цветов, сведение сложности форм к простым линиям. Одним из самых ярких представителей этого течения является Марк Шагал.