Яблоки и листья

Автор: Репин Илья
Арт-стиль Русская живопись XIX века
Тематика: Овощи и фрукты
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Репин Илья Ефимович
Яблоки и листья. 1879 г.
Холст, масло. 64х75,5 см.
Государственый Русский музей

И.Е. Репин VS В.А. Серов - 2 

Натюрморт "Яблоки и листья" кисти И.Е. Репина и В.А. Серова. 1879 г год. 

Репин узнал Валентина Серова ещё ребенком. Знакомство произошло в печальные дни, вскоре после смерти отца будущего художника — композитора Серова. Тогда Тоше, как его звали в семье, едва минуло шесть лет. 
Через три года в Риме рисунки маленького Серова увидел скульптор Марк Антокольский. Он оценил их исключительную талантливость и понял, что тяга мальчика к рисованию готовит ему большую судьбу. Скульптор посоветовал Серовой ехать прямо к Репину (он был на тот момент в Париже), просить его стать учителем её сына. Илья Ефимович согласился с другом: мальчик талантлив, он будет с ним заниматься. 

Валентин стал каждый день приходить в мастерскую своего учителя. Он был прилежен, неутомим, не по годам сосредоточен. Репин с трудом отрывал его от рисунка, заставляя отдыхать. 
Репин потом так вспоминал об этих днях: 

«Были две совершенно разные фигуры того же мальчика. 
Когда он выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке, — там был ребенок; в мастерской он казался старше лет на десять, глядел серьезно и взмахивал карандашом решительно и смело. Особенно не по-детски он взялся за схватывание характера энергическими чертами, когда я указал ему их на гипсовой маске. Его беспощадность в ломке не совсем верных, законченных уже им, деталей приводила меня в восхищение; я любовался зарождающимся геркулесом в искусстве». 

Серов рисовал все, что видел сквозь окна репинской мастерской, — бродячих музыкантов, движущуюся толпу. Когда же Валентину доводилось гулять по Елисейским полям или в зоологическом саду, он вносил в свой альбом новые наблюдения. С детства Серов любил животных и рисовал их очень хорошо. Особое пристрастие питал он к лошадям. 

Репин брал своего любимца в салон художника Боголюбова. Там собирались живущие в Париже русские художники. Они много рисовали — по памяти и с натуры. Как-то за общим столом очутился маленький Серов. Он не оробел среди взрослых мастеров и тоже, взяв карандаш, начал что-то торопливо рисовать. Его рисунок мчащейся тройки очень всем понравился. С тех пор Тоша без смущения принимал участие в этих соревнованиях со взрослыми художниками и неизменно поражал всех живостью рисунка, тонким прирожденным вкусом. 

Проучившись у Репина два года, Серов возвратился на родину. В 1876–1878 годах он жил в Киеве, где посещал городскую рисовальную школу. В 1878 году юный художник переехал в Москву и поселился у И. Е. Репина. Днем он обучался в гимназии, а по утрам и вечерам старательно рисовал 

К этому времени относится ученический натюрморт «Яблоки на листьях», (1879, Музей-усадьба Абрамцево), выполненный под руководством Репина. 

Предметная композиция настолько понравилась учителю, что он решил сам написать этот натюрморт (Государственый Русский музей). Если сравнить работу Серова с произведением, написанным на ту же тему Репиным, можно увидеть, что натюрморт первого отличается большей этюдностью, чем полотно его учителя. Начинающий художник использовал низкую точку зрения, поэтому первый и второй планы совмещены, а фон уменьшен. 

Хотя набор предметов в натюрморте «Яблоки и листья» необыкновенно прост, Репин отказывается от этюдности и создает настоящую картину весьма значительных размеров. Композиция построена на чередовании нескольких планов. Первый как будто вводит зрителя в пространство полотна, второй (главный) — показывает яблоки, третий же представляет темный фон, на котором четко вырисовываются фрукты и зеленые листья. 
В отличие от натюрмортов первой половины XIX века произведение Репина лишено предметной сложности. Стол на его картине — всего лишь подходящая поверхность для плодов и листьев, а не изысканный постамент, хотя темный фон придает полотну некоторое сходство с академическими натюрмортами. Все предметы в композиции почти одинаковы по размерам, но все же художник выделяет главные: чувствуется, что яблоки, яркие и свежие, важнее для него, чем листья, и потому написаны тщательнее. Репин формирует листья в основном с помощью цвета, а фрукты «лепит», используя блики и светотеневые переходы. 

Еще подростком Юный Серов мог с детской прямолинейностью заявить: «.если ... поеду с художником Репиным в деревню, то за лето сделаю огромные успехи». В дальнейшем хорошо развитый критический ум и большая уверенность в своих силах при безумной требовательности к себе и самоотдаче помогали живописцу отвергать всякие чуждые художественные воздействия. Во всяком случае, так считали С.В. Мамонтов, С.П. Яремич, А.Н. Бенуа, И.Э. Грабарь и другие близкие ему люди, хотя, безусловно, в прессе часто звучали противоположные мнения. 
Сергей Мамонтов, с юношеских лет знавший Серова, утверждал, что если художник в молодости и прислушивался к советам Репина, «то это было чисто внешнее подчинение, то есть лишь настолько, сколько должен подчиняться ученик учителю». 
Сам В.Серов осознавал ту весомую роль, которую сыграл в его жизни известный передвижник, и с уважением относился к таланту учителя. 

Материал подготовлен на основе: Журнал Третьяковская галерея #3 2015 (48) "Самый проникновенный художник человеческого лица" О. Атрощенко; «Репин» С.А. Пророкова; Г.В. Дятлева "Мастера натюрморта" 

Иллюстрации взяты с сайта: http://www.tg-m.ru/

Другие работы автора: