Титания и Основа с ослиной головой

Автор: Фюссли Иоганн
Арт-стиль Романтизм
Тематика: Культуры мира
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Иоганн Фюссли. «Титания и Основа с ослиной головой» (1793-1794) 
Холст, масло. 169 х 135 см 
Кунстхаус, Цюрих, Швейцария 

Как видно по этой картине, Фюссли обращался не только к трагедиям Шекспира, но также и к его комедиям. Здесь изображен самый комичный, самый фарсовый момент шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь», когда Титания, царица эльфов, ласкается к неотесанному ткачу Основе (в некоторых переводах он назван Мотком), да к тому же наделенному, благодаря чародейству эльфа Пака, шалуна и проказника, ослиной головой. Неожиданная влюбленность Титании в Основу объясняется просто: пока она спала, царь эльфов Оберон, решив ее проучить, смазал ей веки соком цветка, в который нечаянно вонзилась стрела Купидона. Свойство этого сока таково, что тот человек, который подвергся его действию, полюбит первого, кого увидит, проснувшись. 

Титания, проснувшись, видит ослоголового Основу и без памяти влюбляется в него. Обязав свою свиту служить ему, она и сама ублажает его на все лады: «Смотри, вот грядка, вся в цветах. Присядь,/А я прилащусь к моему милуше./Дай мне твой лобик розами убрать/И целовать твои большие уши». Скоро колдовство развеется, и все пойдет по-прежнему. Основа обретет свою обычную голову и вернется в Афины, а Титания удивленно скажет Оберону: «Мои Оберон! О, что за небылица!/Мне снился сон, что я люблю осла». Но пока сон в летнюю ночь еще длится, и все находятся в его власти. 

Некоторые искусствоведы склонны считать этих двух девушек на картине - феями, спутницами Титании. Другие говорят о том, что, возможно, это Елена и Гермия, две «человеческие» героини «Сна в летнюю ночь». За влюбленными» наблюдает плут Пак. Он, кажется, весьма доволен устроенной неразберихой, недаром же и говорит сам о себе: «Я люблю, когда кругом/Все крутится кувырком». В свите царицы эльфов присутствуют самые причудливые (и далеко не всегда изящные) персонажи. Так, «человек-насекомое» явился как будто из «кошмарных» картин Фюссли. Танцующей фее Фюссли придал позу танцовщицы с античной вазы, зарисовку с которой он некогда сделал в Риме.

Другие работы автора: