Шинель отца

Автор: Попков Виктор
Арт-стиль Соцреализм
Тематика: Портрет
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Автопортрет художника «Шинель отца» (1972) стал одной из работ, олицетворяющих творчество Виктора Попкова. Тема последствий войны не оставляла художника, и в этой картине он задает вопрос своему поколению: достойно ли оно подвига отцов, по плечу ли его современникам эта солдатская шинель. Надев шинель, художник – герой картины – пытается понять, что чувствовали солдаты, защищавшие свою страну и умиравшие за нее. К этой теме художник относился с огромной серьезностью и уважением. Карл Фридман вспоминал, как однажды Попков пришел к нему в этой шинели и сказал: «Знаешь, я сегодня рисовал и плакал».

Виктор Попков. «Шинель отца» (1970 – 1972). 
Холст, масло. 176 х 120 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва 

Этот автопортрет Попкова можно отнести к жанру «философской лирики». Кстати, шинель, в которой написал себя художник, принадлежала отцу его жены и хранилась в доме как семейная реликвия. В 1941 году на фронте под Смоленском погиб отец художника, вынося с поля боя раненого товарища. 

Вот строки из последнего письма отца к матери Виктора: «Буду жив, буду писать, убьют — до свидания навсегда. Как сумеешь, так детей и расти. Ежели что, Стеша, помни мой наказ: замуж не выходи — четверо у тебя их. Хорошего человека с четырьмя не найдешь, а с плохим намаешься. Выучи детей, если сможешь». Горечь сиротства, острая жалость к материнскому вдовству — все это с детства было внятно Виктору Попкову. Он невольно обращался к ощущениям своего военного мальчишества, к судьбе своей матери, исполнившей последний наказ мужа. 

В то же время «Шинель отца» – одна из самых выразительных картин на тему войны в советском искусстве. Отцы и дети... Вечную проблему война решила по-своему, оставив детей без отцов. «Шинель отца» – об этом и не только об этом. Живописец достигает здесь особой выразительности художественной формы и многоплановости смысла. Сюжет, казалось бы, так прост. Сын нашел старую шинель и надел ее. 

Простое и естественное действие напомнило ему о судьбе погибшего отца и вызвало размышления о себе и о своем поколении. Поэтому неслучайно на фоне появились фигуры из цикла «Мезенские вдовы» и цветок из «Северной песни», вспыхнувшие, как огнем, рядом с серовато-зеленой шинелью. И неслучайно на первом плане разместилась палитра художника – инструмент, при помощи которого он может, размышляя наедине с собой, открыть свой мир навстречу зрителю. Столь необычный автопортрет создает особый драматизм в прочтении темы.

Другие работы автора: