Портрет старухи

Автор: Деннер Бальтазар
Арт-стиль Немецкая живопись
Тематика: Портрет
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Эрмитаж - Деннер, Бальтазар - Портрет старухи

Автор: Деннер, Бальтазар. 1685-1749

Название: Портрет старухи

Место создания: Германия

Время создания: Первая половина XVIII в.

Материал: медь

Техника: масло

Размеры: 37,5x31,5 см

Поступление: Происходит из собрания Екатерины II

Инвентарный номер: ГЭ-1326

Категория: Живопись

Раздел эрмитажного собрания: Европейское изобразительное искусство


Немецкий художник Бальтазар Деннер (Balthasar Denner;1685, Гамбург—1749, Росток) был одним из наиболее известных портретистов своего времени. Вырос он в достаточно благополучной и уважаемой семье, ибо отец его Якоб Деннер (известный проповедник) и мать Кэтрин Вибе по свидетельству современников были «в общем, кажется, очень благочестивые люди»… 

Работал Бальтазар Деннер преимущественно в Гамбурге, где снискал себе немалую славу, благодаря необычайной тщательности исполнения своих живописных работ. Он писал главным образом портреты пожилых людей, добросовестно и точно отображая каждую морщинку, складочку, жилку и волосок, в связи с чем многие критики обвиняли его в излишней изобразительной мелочности и сухости, сетовали на вялость колорита и некоторую неправильность рисунка. Однако время весьма точно определило место Деннера в мировом изобразительном искусстве и работы его представлены в музеях многих городов, включая Берлин, Дрезден, Мюнхен, Париж, Петербург…

Одним из наиболее ярких произведений Деннера является портрет пожилой женщины, датированный 1725 годом, выполненный маслом на небольшой медной пластинке (37х31 см) и хранящийся в Эрмитаже…

Посмотрите не этот портрет… Нет, не посмотрите… Насладитесь этим портретом!
На картине изображена пожилая женщина в скромном и, в тоже время, элегантном наряде, темные цвета которого великолепно оттеняют её лицо – настоящий шедевр художника!..

Бледная кожа, складки на высоком лбу, сеть глубоких морщин – все эти атрибуты пожилого возраста – не снижают впечатления о силе личности этой немолодой женщины, а, кажется, даже усиливают его… В её твердом спокойном взгляде – мудрость и опыт, терпение и гордость, достоинство без высокомерия… Возникает ощущение, что это не мы смотрим на неё, а она разглядывает нас сквозь три столетия… Она смотрит нам прямо в глаза, рассматривая нас спокойно и доброжелательно, с несколько ироничной, как бы оценивающей, полуулыбкой… И ужели эта улыбка «слабее» улыбки Джоконды?...


Картина «Голова старухи», выполненная немецким художником XVIII века Бальтазаром Деннером, поражает необыкновенной натуралистичностью и тщательно выписанными деталями.
Деннер известен именно как портретист. В детстве он копировал картины голландцев Берхема и Блумарта, а первым его учителем был голландский художник Франц фон Амама. Получив образование в недавно основанной Берлинской академии, Деннер занялся сначала миниатюрной живописью, создавая погрудные и поясные портреты. В 1717 году он работал в Копенгагене, а с 1721 по 1728 годы - в Лондоне, где его миниатюры заслужили высокой оценки. Вскоре имя Деннера сделалось известным по всей Европе и художник стал получать заказы от разных влиятельных особ, в частности - Христиана-Людвига II, герцога Мекленбургского.
Особое внимание живописец уделял лицу портретируемых, среди которых были люди разных возрастов, но больше всего художника привлекали модели пожилые. Фактура увядшей кожи, испещренной морщинами, казалась ему, вероятно, наиболее занимательной. Картина «Голова старухи» написана маслом на медной пластине, которая нередко служила основой для работ мастера. Красочная поверхность очень гладкая и человеческому глазу даже трудно разглядеть отдельные мазки. Именно благодаря такой технике, сохраняющей преемственность голландским традициям и миниатюрной живописи, Деннеру удавалось достичь удивительного правдоподобия, восхищавшего его современников. Сам он говорил о своих портретах, за которые брал очень высокую плату, что их можно рассматривать с помощью увеличительного стекла.
Буквальная приближенность к оригиналу, своеобразное подражание природе вызвали в последующие века немало нареканий и сегодня имя художника практически забыто.
Тем не менее его работы хранятся во многих музеях мира — в Берлине, Дрездене, Мюнхене, Париже, галерее Тейт в Лондоне и других. В России творчество художника представлено в Эрмитаже, а также в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

Другие работы автора: