Не ждали

Автор: Репин Илья
Арт-стиль Русская живопись XIX века
Тематика: Быт и жизнь людей
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Илья Репин
«Не ждали» 1884-1888
холст, масло. 160х167 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Второй вариант стал самым значительным и монументальным из полотен Репина на революционные темы.

Художник и выполнил его в гораздо больших размерах, видоизменил персонажей и увеличил их число.

Все эти изменения придали картине иное звучание, сообщили ее сюжету более богатое и значительное содержание. Чисто семейная, интимная сцена первого варианта приобрела общественный характер и смысл. В связи с этим, очевидно, Репин и увеличил размеры картины, придав ей монументальность.

Описание картины Ильи Репина «Не ждали»

Картина «Не ждали» показывает нам сцену неожиданного возвращения революционера, бежавшего из ссылки. Репину достаточно точно удалось передать на своем полотне эффект неожиданности. Все присутствующие испытывают шок, однако все они надеялись на его возвращение.

Все замерли и не сводят глаз с человека, они как будто не верят в его возвращение. И это эмоциональное состояние сцены объединяется, подчеркивая значимость вернувшегося домой ссыльного для семьи, которая его любит. В его взгляде чувствуется усталость, просьба о принятии и прощении.

Немолодая женщина в черном платье не может поверить своим глазам. Она уже смирилась со своей участью, в мыслях похоронила сына, хотя в глубине души не переставала надеяться на его возвращение. Эта женщина стоит к нам спиной, поэтому мы не видим ее лица, но можно представить, как изменило ее внезапно навалившееся горе. Об этом говорят рано поседевшие волосы, высохшая фигура, поникшие плечи.

Образ жены ссыльного выражает множество эмоций. Внимательнее посмотрев на эту бледную измученную женщину, мы замечаем, что, несмотря на растерянность и испуг, она искренне радуется возвращению мужа и даже вот-вот разрыдается, еще не веря своему счастью.

И ее состояние передается детям. Маленькая девочка со страхом смотрит на незнакомого мужчину, возможно, она не помнит отца или вообще видит в первый раз. А мальчик, наоборот, искренне радуется его возвращению и готов броситься обнимать.

Фигура ссыльного в уютной комнате вызывает дискомфорт, тревогу. И даже радость от того, что он смог добраться домой, сменяется тревогой. Примет ли его семья, не выдаст ли полиции.
Поэтому он застыл в центре комнаты, не зная, что ему предпринять: сделать шаг навстречу родным, или убежать из дома. В его глазах светится надежда на прощение.


Илья Репин «Не ждали» (1884-1888). 
Холст, масло. 160,5 x 167,5 см 
Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия 

По широким некрашеным половицам дома своего – когда-то своего, а теперь будто уже и чужого – осторожно ступает бывший каторжанин. Репин написал этот его робкий неширокий шаг, его скованность. Ведь боится тот, которого даже и «не ждали», напугать тюремной одеждой родных – мать, жену, сына. 

Малыш, наверное, видел, как отца уводили… А вот дочка, может, совсем крошкой была или даже еще не появилась на свет в тот страшный день. Дочка глядит на каторжанина, словно на чужого. И с каким состраданием наблюдает эту сцену горничная, давно, видимо, ставшая членом этой семьи. 

Моделями Репину служили родные. Он писал «Не ждали» на даче в Мартышкине под Петербургом, где жили вместе Шевцовы-старшие, Илья Ефимович и Вера Алексеевна с детьми. Девочка в картине – Веруня Репина, молодая жена каторжанина – жена художника, а мать героя писана с любимой тещи. Горничную в картине «сыграла» репинская горничная Надюша, Надежда Алексеевна, прилежная слушательница всего, что читалось вслух в хорошей, дружной семье. 

Итак, перед нами семь персонажей. Политкаторжанин; его мать, привстающая с кресла ему навстречу, однако вдруг ощутившая, что силы ее покинули; жена, сидевшая за пианино, когда вдруг вошел ее муж, ее утраченный любимый; двое детей – мальчик, помнящий отца, судя по выражению лица, и девочка, которая своего отца не знает; в дверях – горничная, а за нею – удивляющаяся событию кухарка. 

Семь персонажей. Целая пьеса в трех действиях. Первое – в далеком подтексте, воспоминание каторжанина о прощании с этим домом; второе – жизнь этого дома в постоянном ожидании и напряжении, оно спадает только в этот негаданный час, вот сию минуту «не ждали», а долгие годы все слушали и слушали шаги на лестнице; третье действие – перед нами. 

Посмотрите на каторжанина. Репин много работал над этим образом. Третьяков купил картину, но Репин выбрал время, когда Павла Михайловича не было дома, и переписал голову героя. Он сделал его старше, чем это может быть, исходя из возраста его матери, жены и детей. Художник знал, какими люди выходят с каторги. Он многое знал о людях, о горе и радости человеческих. И, заметьте, как нежно, как неуверенно и слабо дал художник промельк радости и надежды на лице вернувшегося с каторги. 

Он вступил в комнату, когда в ней еще не угасли звуки пианино, за которым сидит жена. И музыка, коснувшись его слуха, возродила в душе не мысли и не надежды, а пока одно только ощущение чуда жизни и свободы. Репин так написал лицо своего героя, что у нас на глазах идет соединение всего рассыпанного, всего потерянного: тут вместе его детство и сиротское детство его детей; стук тяжелых колес, которые везли его по осенней дороге; жажда подвига и осуществление этого подвига каторжным часом… Перед нами человек, который знает, что жизнь – больше чем счастье: что она – и горе; что свобода – трудна и горестна, ведь она – жизнь.

Другие работы автора: