Мужик с дурным глазом

Автор: Репин Илья
Арт-стиль Русская живопись XIX века
Тематика: Портрет
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Илья Репин. «Мужик с дурным глазом» (1877). 
Холст, масло. 60 x 49 см 
Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия 

В 1876 году Репин вернулся из Франции в Россию. Первую зиму Репины проводят в родительском доме, в Чугуеве. «Я очень не ошибся, что приехал сюда на зиму, - пишет он Стасову. - Только зимой народ живет свободно всеми интересами, городскими, политическими и семейными… Да и сам Чугуев – это чистый клад… Выпал чудесный снег, укаталась дорога блестящая… У меня овчинный тулуп, шуба, захватила метель, дорога исчезла, ехали по признакам… Ах, Вы не испытали этого наслаждения…» 

В Чугуеве Репин пишет портрет своего крестного Ивана Федоровича Радова, златокузнеца и ювелира, похожего на старого бога греков Зевса. Это не важно, что простонародный зипун на могучих плечах, что мы не видим открытого, как в Элладе, торса. Иван Федорович прислонился косой саженью прямой своей спины к какому-то золотому клубящемуся воздуху. К закатному облаку? Луч вечернего солнца льется справа налево – низко вдоль карих пристальных очей – и освещает их задумчивую глубину; голова полна тяжелых, как слитки, серебряных кудрей; седая борода дышит; соболиные черные брови спокойно лежат на широком лбу. Нет, это не портрет конкретного человека! Перед нами былина, дума, старинная сказка. Перед нами легенда. 

Репин назвал этот холст «Мужик с дурным глазом», чем обозначил способность своего Зевса колдовать. В 1878 году на Международной выставке в Париже картина вызвала общее восхищение. В каталоге она значилась как «Тайна мужика с дурным глазом». 
«Репин обладает способностью сделать русского мужика именно таким, каков он есть, - пишет Крамской Стасову в конце 1876 года. – Я знаю многих художников, изображающих мужичков, и хорошо даже, но ни один из них не мог никогда сделать даже приблизительно так, как Репин. Разве у Васнецова есть еще эта сторона. Я, например, уж начто стараюсь добросовестно передавать, а не могу же не видать разницы. Даже у Перова мужик более легок весом, чем он есть в действительности; только у Репина он такой же могучий… как он есть на самом деле…».

Другие работы автора: