Крестный ход в Курской губернии

Автор: Репин Илья
Арт-стиль Русская живопись XIX века
Тематика: Религия
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Илья Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1883 г.

На картине можно наблюдать большое скопление народа, сопровождающее процессию крестного хода, при котором чудотворную икону несут к святому месту, где она впервые явилась людям. Но художник постарался передать не только саму процессию, а показать сельскую жизнь на Руси, изобразив огромное множество образов, увидевших в этой провинции.

Из шествующей толпы, видно, что люди относятся к разным слоям населения, среди которых царит неравенство и бесправие. В центре толпы можно наблюдать более богатое сословие, а по краям пристроились бедняки, которых жёстко оттесняют от центра шествия грозные полицейские-жандармы.
Всматриваясь в толпу, можно выхватывать различные образы, то с выражением важности, высокомерия – у богатых, а у бедняков – покорности и смиренности.

Описание картины Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии»

На этой картине художник постарался изобразить не только крестный ход, но и показать жизнь на Руси, с помощью разнообразных образов, увиденных в провинции. Композиция построена таким образом, что пестрый людской поток движется из глубины полотна прямо на нас и как бы переходит в реальное пространство.

При этом сам порядок построения процессии отражает существовавшее в то время неравенство. В центре идут люди более богатого сословия, а бедняков, которые пытаются пристроиться к крестному ходу, отгоняют жандармы.

Над головами мы видим празднично украшенный золотой купол, это сень от иконы, которую несут певчие. За ней шествуют две женщины, склонившиеся над киотом от чудотворной иконы, мещане и духовенство. За ними, помахивая кадилом в правой руке, идёт рыжий священник, левой рукой он вытирает вспотевший лоб.

Чуть дальше богатая помещица несет саму чудотворную икону, высокомерно поглядывая на окружающих. Ограждая ее от толпы простых горожан, ковыляет купец с золотой цепью на животе. Рядом шествует прочая городская знать: военный в мундире и высокие духовные лица.

Изображая этих персонажей в неприглядном виде, Репин высмеивает их высокомерие по отношению к простым, бедным людям, которые искренне ждут милости божьей от чудотворной иконы.

Из толпы пытается вырваться молодой горбун. Несмотря на костыли, он с отрешенностью стремится вперед, не обращая внимания на старосту, который пытается ему помешать.

Выставленная на 11-й передвижной выставке картина сразу же оказалась предметом обсуждения, причем мнения разделились. В реакционной прессе появилась заметка, в которой Репина обвиняли за обличение знати и едкий сарказм. А в кругу друзей художника, куда входили передовая молодежь, студенты, интеллигенция и разночинцы, ее приняли с восторгом.


Илья Репин. «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883) 
Холст, масло. 178 x 285.4 см 
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия 

Замысел картины возник в 1877 в Чугуеве. Первоначально композиция предполагалась как "Крестный ход в дубовом лесу", и художник работал над ней до 1881. Летом 1881 И.Е.Репин предпринял поездку в Курск и его окрестности, где в монастыре Коренная Рождество-Богородичная пустынь летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы. По возвращении художник приступил к новому варианту "Крестный ход в Курской губернии" 

В картине «Крестный ход в Курской губернии» дана вся Россия: отсталые, страшные формы ее общественной и духовной жизни, социальная иерархия, надежды, развлечения, судьбы. В «Крестном ходе» Репин предскажет даже форму начала первой русской революции (крестный ход 9 января 1905!), даст образ русской толпы и в то же время русского народа, покажет индивидуальности и характеры. Он даст пейзаж Родины, совсем разный в вариантах своего сюжета. 

Корней Иванович Чуковский описывал «Крестный ход» следующим образом: «…это непревзойденное умение выражать психическую сущность человека каждой складкой у него на одежде, малейшим поворотом его головы, малейшим изгибом мизинца… Обо всем этом с такой же экспрессией мог бы написать лишь один человек – Лев Толстой. Лишь у Льва Толстого нашлись бы слова, чтобы описать каждого из этих людей: так сложны и утонченные характеристики, сделанные репинской кистью… Здесь предельная степень реалистической правды». 

Все герои этой живописи – одна огромная семья, один громадный, разросшийся род России. Той самой великой, страшной и смешной России, которая движется в картине. Да это же не холст, это скорее старинная кинолента, только странно, что она цветная! Идет-бредет вся Россия. Она в пути, но еще не знает, куда ее приведет дорога. Гениальный художник провидел судьбы, запечатлел глаза, облики, фигуры, дал точнейшие по исчерпывающей полноте своих характеристик народные типы.

Другие работы автора: