Больной муж

Автор: Максимов Василий
Арт-стиль Русская живопись XIX века
Тематика: Быт и жизнь людей
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Василий Максимов. «Больной муж» (1881) 
Холст, масло. 70,8 х 88,6 см 
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия 

Как и в случае со многими другими крестьянскими полотнами Максимова, картина «Больной муж» родилась из непосредственных впечатлений художника, полученных им еще в детстве. Он хорошо помнил, как умирал его отец, и эта смерть глубоко запала ему в душу. «Лето 1850 года было жаркое, — вспоминал мастер, — крестьяне не успели кончить сенокоса, как поспела рожь, мои старшие братья Алексей и Федор уходили в дальние пожни косить, а матушка жала в поле. Я, шестилетний ребенок, оставался дома с больным отцом, не отлучаясь ни на минуту... Когда отец в забытьи, я встану перед образами и молюсь, сам не знаю о чем, потом сяду к окну и опять гляжу на несжатое поле... О чем я тогда думал — трудно сказать, но, несомненно, детское сердце чуяло горе и болело той непонятной болью, которая резко, на всю жизнь, запечатлевается в памяти». 

При появлении своем на X передвижной выставке картина произвела фурор. В. В. Стасов писал летом 1882 года П. М. Третьякову: «Я был Бог знает как поражен "Умирающим" Максимова... По-моему, эта картина... —одно из высших произведений всей новой русской школы по правде, простоте и чувству». 

Раскиданные по полу обрывки рыболовных снастей — примета волжской деревни. В первой половине 1880-х годов Максимов часто бывал на Волге, а «Больного мужа» писал в деревне Паулино Тверской губернии. Скорбная фигура крестьянки, стоящей на коленях перед иконами, замечательно удалась Максимову — хотя сам он не был доволен ею. В письме к П. М. Третьякову, купившему «Больного мужа», он признавался: «Отнюдь не забывая недостатков исполнения, особенно женской фигуры, я все-таки люблю картину за ту долю правды, которую удалось воспроизвести из жизни любимой, родной мне среды».

Другие работы автора: