10.03.2016

Шедевры русской живописи


Русская живопись оригинальна и многообразно, поэтому очень сложно выделить лучшие картины отечественных художников. Кому-то нравятся пейзажи передвижников, кому-то – портреты эпохи романтизма, кому-то исторические и батальные картины. Однако никто не станет спорить с тем, что лучшие полотна российской живописи были созданы в 19 - начале 20 веков, так называемый период «золотого и серебряного века».

На первую половину 19 века пришелся расцвет романтической живописи, главным жанром которой был портрет. Лучшими картинами этого периода можно назвать «Девочку в маковом венке» (1819), портрет Пушкина (1827) О. Кипренского, а также «Портрет сына Арсения» (1818), «Кружевницу» (1823) В. Тропинина. Русский живописный романтизм нельзя представить без работ Карла Брюллова. Среди его картин две занимают особое место – это «Всадница» (1832), парадный портрет, где персонажи показаны в движении, и «Последний день Помпеи» (1833)- признанный шедевр исторической живописи.

Товарищество передвижников является уникальным явлением для мировой живописи, во многом благодаря направленности творчества на широкие массы и интересу к национальному быту и истории страны. Практически все видные художники второй половины 19 века, так или иначе, были связаны с товариществом. Самым видным представителем бытового жанра этого периода становится В. Перов, кисти которого принадлежит печальная и трогательная «Тройка» (1866). Прекрасные полотна на тему истории страны создают В. Суриков «Утро стрелецкой казни» (1881), «Боярыня Морозова» (1887), а также И. Репин «Иван Грозный и сын его Иван» (1885). Уникальным явлением, как для мировой, так и для российской живописи, становятся картины В. Верещагина – «Апофеоз войны» (1871).

Однако максимальное развитие идеи передвижников находят в пейзаже. В незатейливой, на первый взгляд, русской природе они находят какие-то особые ноты. Первым национальным пейзажем считается картина А. Саврасова «Грачи прилетели» (1871). Дальнейшее развитие традиции Саврасова находит место в творчестве его ученика И. Левитан, который является создателем жанра «пейзажа настроения»: «Март» (1895), «Озеро. Русь» (1900), «Золотая осень» (1895). Монументальностью и величавостью пронизаны все картины И. Шишкина - «Рожь» (1878), «На севере диком…» (1891).

Первооткрывателем сказочного жанра в русской живописи был Виктор Васнецов. На его полотнах оживают персонажи сказок и былин «Аленушка» (1880), «Иван Царевич на сером волке» (1889), «Богатыри» (1898).

На рубеже веков на первое место в живописи выходит символизм. Знаковой картиной для этого стиля считается «Царевна-Лебедь» (1900) М. Врубеля. Также в этот период возвращается интерес к портрету, в первую очередь, к женскому. Вероятно, лучшим из них является «Дама в голубом» (1900) К. Сомова. Оригинальная праздничная живопись характерна для картин Б. Кустодиева: «Масленица» (1916, 1919, 1920), «Троицын день» (1920). Конечно, русская живопись – это целый мир, широту которого нельзя охватить в пределах одной статьи. Но именно эти картины знакомы практически каждому жителю нашей страны с детства, в не зависимости от того, увлекался он живописью или нет.

назад к списку новостей »