Маки в живописи
Очень ярко, но быстро цветет мак. Еще недавно зеленая, лужайка вмиг вспыхивает огненно-красным цветом и тут же осыпается. Именно за это многие и ценят маковый цвет, который сравнивают с бесшабашной молодостью. А из-за его дурманящих свойств, цветку всегда приписывали магические свойства. Кроме того, во многих европейских странах красные маки являются символом жертв Первой мировой войны. Неудивительно, что такой яркий и немного пугающий цветок завораживал многих художников.
Большим любителем макового цвета был импрессионист Клод Моне. Его кисти принадлежит как минимум две известные картины «Поле маков» (1887) и «Маки в Аржантее» (1873). Картина «Маки в Аржантее» (1873) была представлена на первой выставке импрессионистов. На ней художник изобразил свою супругу Камиллу и сына Жана, идущих через поле, недалеко от их дома в Аржантёе. Хотя, на первый взгляд, полотно передает спонтанное ощущение, она тщательно выверена. Это выражается оригинальном выборе ракурса - яркие маки в левой части картины располагаются по диагонали и, словно, выходят за рамки композиции. Вторая картина написана во время пребывания художника в Ветейле (1879—1881), где Моне несколько раз рисовал маковые поля. Однако именно эта работа по манере письма сильно отличается от других картин этого периода.
Известно, что любимыми цветами Винсента Ван Гога были подсолнухи и, возможно, ирисы. Но в творчестве художника-постимпрессиониста нашлось место и для маков. Например, натюрморт «Ваза с ромашками и маками» (1890), который считается одной из последних картин Ван Гога, в 2014 году был продан за 61,8 млн. долларов. Другая картина художника «Маки и бабочки» (1890) выполнена в стиле японской гравюры. На этом полотне он изобразил двух бабочек и несколько цветков мака на фоне редкой травы. О связи с японской живописью говорит ассиметричная композиция, плоскостное декоративное изображение деталей и идея полотна, где в центре внимания красота цветов и насекомых. Смысловой центр композиции - две светлые бабочки, которые выделяются на фоне травы и листьев. На контрасте выделяются крупные красные цветки мака. Особый эффект картине придает то, что правая половина полотна полностью заполнена, а левая практически пуста, с участками непокрытого краской холста.
В символизме цветы мака, благодаря своим дурманящим свойствам, обозначают сон и смерть. Например, на картине Д. Россетти «Беата Беатрикс». На пейзаже французского символиста Анри Мартэна «Маки», изображено не что иное, как ворота в потусторонний мир. Другой известный символист Одилон Редон с помощью натюрморты «Анемоны и маки в вазе», «Ваза с маками» напоминают о скоротечности жизни.
Необычное использование образа цветов мака встречается в творчестве австрийского художника-модерниста Густава Климта, известного тем, что практически все его картины посвящены теме любви. Вот и пейзаж «Маковое поле» (1907) говорит о зачарованной любви, неуловимой любви-сне. Бескрайнее, уходящее вдаль поле напоминает о бесконечности этого чувства. Зеленый цвет на полотне ассоциируется с жизнью, надеждами и спокойствием, а вкрапления красных маков напоминают о преградах, страсти и, даже, пролитой крови. На картине практически невидно неба, создается ощущение, что сплошной маковый ковер все затмевает. Картина обладает уникальным свойством успокаивать и заряжать энергией одновременно. Эта амбивалентность свойственна большинству картин Климта.
В портретном искусстве маки зачастую служат для контраста с белизной кожи модели или для подчеркивания яркости румянца на ее щеках. Этот прием использовался как в 19 столетии – «Девочка в маковом венке» (1819) О. Кипренский, так и в 21 веке – «Маки» (1978) Ж.-П. Кассиньоль.