04.03.2016

Маки в живописи


Очень ярко, но быстро цветет мак. Еще недавно зеленая, лужайка вмиг вспыхивает огненно-красным цветом и тут же осыпается. Именно за это многие и ценят маковый цвет, который сравнивают с бесшабашной молодостью. А из-за его дурманящих свойств, цветку всегда приписывали магические свойства. Кроме того, во многих европейских странах красные маки являются символом жертв Первой мировой войны. Неудивительно, что такой яркий и немного пугающий цветок завораживал многих художников.

Маки в живописи

Маки в живописи

Большим любителем макового цвета был импрессионист Клод Моне. Его кисти принадлежит как минимум две известные картины «Поле маков» (1887) и «Маки в Аржантее» (1873). Картина «Маки в Аржантее» (1873) была  представлена на первой выставке импрессионистов. На ней художник изобразил свою супругу Камиллу и сына Жана, идущих через поле, недалеко от их дома в Аржантёе. Хотя, на первый взгляд, полотно передает спонтанное ощущение, она тщательно выверена. Это выражается оригинальном выборе ракурса - яркие маки в левой части картины располагаются по диагонали и, словно, выходят за рамки композиции. Вторая картина написана во время пребывания художника в Ветейле (1879—1881), где Моне несколько раз рисовал маковые поля. Однако именно эта работа по манере письма сильно отличается от  других картин этого периода.

Маки в живописи

Известно, что любимыми цветами Винсента Ван Гога были подсолнухи и, возможно, ирисы. Но в творчестве художника-постимпрессиониста нашлось место и для маков. Например, натюрморт «Ваза с ромашками и маками» (1890), который считается одной из последних картин Ван Гога, в 2014 году был продан за 61,8 млн. долларов. Другая картина художника «Маки и бабочки» (1890) выполнена в стиле японской гравюры. На этом полотне он изобразил двух бабочек и несколько цветков мака на фоне редкой травы. О связи с японской живописью говорит ассиметричная композиция, плоскостное декоративное изображение деталей и идея полотна, где в центре внимания красота цветов и насекомых. Смысловой центр композиции - две светлые бабочки, которые выделяются на фоне травы и листьев. На контрасте выделяются крупные красные цветки мака. Особый эффект картине придает то, что правая половина полотна полностью заполнена, а левая практически пуста, с участками непокрытого краской холста.

Маки в живописи

В символизме цветы мака, благодаря своим дурманящим свойствам, обозначают сон и смерть. Например, на картине Д. Россетти «Беата Беатрикс». На пейзаже французского символиста Анри Мартэна «Маки», изображено не что иное, как ворота в потусторонний мир. Другой известный символист Одилон Редон с помощью натюрморты «Анемоны и маки в вазе», «Ваза с маками» напоминают о скоротечности жизни.

Маки в живописи

Необычное использование образа цветов мака встречается в творчестве австрийского художника-модерниста Густава Климта, известного тем, что практически все его картины посвящены теме любви. Вот и пейзаж «Маковое поле» (1907) говорит о зачарованной любви, неуловимой любви-сне. Бескрайнее, уходящее вдаль поле напоминает о бесконечности этого чувства. Зеленый цвет на полотне ассоциируется с жизнью, надеждами и спокойствием, а вкрапления красных маков напоминают о преградах, страсти и, даже, пролитой крови. На картине практически невидно неба, создается ощущение, что сплошной маковый ковер все затмевает. Картина обладает уникальным свойством успокаивать и заряжать энергией одновременно. Эта амбивалентность свойственна большинству картин Климта.

Маки в живописи

Маки в живописи

В портретном искусстве маки зачастую служат для контраста с белизной кожи модели или для подчеркивания яркости румянца на ее щеках. Этот прием использовался как в 19 столетии – «Девочка в маковом венке» (1819) О. Кипренский, так и в 21 веке – «Маки» (1978) Ж.-П. Кассиньоль.

назад к списку новостей »