Американская живопись
История развития американской живописи – это своеобразное повторение основных европейских тенденций. Хотя первые известные произведения американской живописи датируются 16 веком (зарисовки участников исследовательских экспедиций), но профессиональные художники появились здесь только через 2 столетия, в 18 веке, а единственным полноценным источником дохода был портрет и подобная ситуация сохранялась в американской живописи до 19 века.
Во второй половине 17 века быт переселенцев сравнительно стабилизировался, что дало возможность им заниматься искусством. Именно в этот период появляется группа художник в городах восточного побережья, которая работала современной для своего времени и реалистичной манере: Генриетта Джонстон в Чарльстоне, Юстус Кюн, Г. Хесселиус, Дж. Уотсон, П. Пелэм и Дж. Смайберт. Среди картин этого времени наиболее известен портрет Миссис Фрик с дочерью (1671–1674), который принадлежит кисти неизвестного английского художника.
Первым крупным американским живописцем считается Джон Синглтон Копли (1738–1815). Молодой художник изучал живопись по гравюрам. Его работа «Мальчик с белкой» (1765) была отправлена в Лондон и Копли пригласили продолжить учебу в Англии. Но художник продолжал жить в Америке до 1774 года, когда все-таки решился на переезд в Европу. После 1775 года в его творчестве появляются черты, свойственные английской живописи того времени: манерность и идеализация. Лучшие картины Копли – это большие парадные портреты и полотно «Брук Уотсон и акула»(1778). Другой значимый художник этого времени Бенджамин Уэст (1738–1820), после первых успехов в живописи сразу переехал Лондон. В Англии Уэст стал известным историческим живописцем. Одна из наиболее известных его работ - картина «Смерть генерала Вулфа» (1770). В 1792 Уэст стал президентом Британской Королевской академии художеств.
Копли и Уэст после переезда уже не возвращались в Америку, а портретист Джилберт Стюарт (1755–1828), несмотря на успешную карьеру в Лондоне и Дублине, в 1792 году вернулся в Америку, где вскоре стал ведущим художником этого жанра. Его кисти принадлежат портреты практически всех выдающихся общественных и политических деятелей Америки. Через лондонскую мастерскую Б. Уэста прошло много молодых американский художников, среди которых Чарльз Пил (1741–1827) и Сэмюэл Морзе (1791–1872). Пил основал династию живописцев, семейное художественное предприятие в Филадельфии, а также открыл Музей истории и живописи в Филадельфии. У него было семнадцать детей, многие из которых стали художниками и исследователя. Хотя С. Морзе больше известен как изобретатель телеграфа, он также был неплохим художником, в частности ему принадлежит одна из самых грандиозных картин в американской живописи- полотно «Галерея Лувра». На этом полотне с уникальной точностью переданы в миниатюре примерно 37 картин.
Вашингтон Олстон (1779–1843) считается первым американским художником, работавшим в стиле романтизма. Во время путешествий по Европе он писал итальянские сценки, морские штормы и сентиментальные портреты.
В 19 веке в Америке стали появляться первые академии художеств, которые занимались не только подготовкой студентов, но и организовывали выставки: Пенсильванская академия художеств и Нью-Йоркская Национальная академия рисунка. К 1830-му году в американской живописи доминирующим жанром стал пейзаж. Появляется «школа реки Гудзон» - общество художников, изображавших американскую дикую природу. Наиболее яркий представитель этого течения - Томас Коул (1801–1848), рисовавший девственную природу севера. Его кисти принадлежит и несколько картин с этико-религиозным смыслом, например цикл работ «Жизненный путь» (1842).
Определенную популярность приобретает и жанровая живопись, в частности картины Уильяма Сидни Маунта (1807–1868), посвященные жизни фермеров Лонг-Айленда, и работы Джорджа Калеба Бинхэма (1811–1879), рассказывающие о быте рыбаков с берегов Миссури. Перед началом Гражданской войны ведущим американским живописцем считался ученик Коула Фредерик Эдвин Чёрч (1826–1900). Он специализировался на полотнах крупного формата, а для привлечения публики не боялся использовать слишком натуралистические мотивы. Его самая известная картина – «Ниагарский водопад» (1857). Определенной популярностью пользовались и полотна Альберта Бирштадта (1830–1902), который воспевал дикую красоту Скалистых гор.
После Гражданской войны многие американские художники для получения образования стали уезжать в Европу, где можно было получить более фундаментальные знания. Джеймс Уистлер, Мэри Кассат, Джон Сарджент (1856–1925) – все они учились, жили и работали в Англии и Франции. Творческая манера Уистлер была близка к французскому импрессионизму, Мэри Кассат по личному приглашению Э. Дега участвовала в выставках импрессионистов в 1879 – 1886 годах, Сарджент специализировался на портретах выдающихся людей Нового и Старого Света в оригинальной очерковой манере. В противовес импрессионизму стали появляться иллюзионистические натюрморты. Над этим жанром работали художники-реалисты Уильям Харнетт, Дж. Пето и Дж. Хэберл (1856–1933). Еще два крупных живописца этого периода У. Хомер (1836–1910) и Т. Икинс (1844–1916) не относились ни к одному из распространенных в тот момент художественных направлений. Хомер начинал свою творческую деятельность как иллюстратор, а к 1890-е годам уже был знаменитым художником. Его первые работы - яркие солнечные сцены из деревенской жизни. Но в дальнейшем в его творчестве стали преобладать сложные и драматические темы, например картина «Гольфстрим» (1899). Картины Томаса Икинса современниками часто критиковались за чрезмерный объективизм и прямоту. А сейчас его работы очень высоко ценятся за четкий и строгий рисунок.
В начале 20 века в американской живописи доминировал импрессионизм, но противовес общественному мнению появилась школа «мусорного ведра», которую основала группа из 8 художников: Р. Хенри (1865–1929), Дж. Слоун (1871–1951), В. Глэкенс (1870–1938), Э. Шинн (1876–1953), Дж.Лакс (1867–1933), А. Дэвис (1862–1928), М. Прендергаст (1859–1924) и Э. Лоусон (1873–1939). На их картинах преобладали трущоб и других прозаические места и предметы. В 1913 году в Америку «завезли» постимпрессионизм. Часть художников увлеклись новыми идеями, и занялась исследованием возможностей абстракции, другая часть остались верна реалистической традиции: Ч. Берчфилд (1893–1967), Р. Марш (1898–1954), Э. Хоппер (1882–1967), Ф. Портер (1907–1975) и Э. Уайет.
В первой группе широко представлены различные стили, так А. Олбрайт (1897–1983), Дж. Тукер и П. Блум (1906–1992) работали в стиле «магического реализма», Ч. Шилер (1883–1965), Ч. Демут (1883–1935), Л. Фейнингер (1871–1956) и Д. О’Кифф совмещали в своем творчестве элементы кубизма, реализма и экспрессионизма, близки к экспрессионизму морские виды Д. Мэрина (1870–1953) и М. Хартли (1877–1943). После Второй мировой войны американской живописи стала преобладать беспредметная живопись. На первое место вышла живописная поверхность как таковая, как место взаимодействия цветовых пятен, линий и масс. Именно на этом фоне возник абстрактный экспрессионизм – первый художественный стиль, возникший в США и получивший мировое признание.
Новое движение возглавили Аршип Горки (1904–1948), В. де Кунинг (1904–1997), Д. Поллок (1912–1956), Ф. Клайн (1910–1962), М. Ротко (1903–1970). Одно из важнейших открытий абстрактного экспрессионизма считается художественный метод Джексона Поллока, который клал холст на пол и разливал и капал на него краской для получения переплетения динамичных. Другая форма беспредметного искусства – это творчество Д. Альберса (1888–1976) и Э. Рейнхарта (1913–1967), картины которых состоят из холодных, четко просчитанных геометрических форм. Однако вскоре против беспредметного искусства выступила группа художников в числе Роберта Раушенберга, Джаспера Джонса и Ларри Риверса. Они работали в смешанной технике с небольшим перекосом в сторону ассамблажа. Эта техника подразумевает включение в картины фрагменты различных предметов: газет, афиш, фотографий. В 1960-х годах из техники ассамблажа возникло новое движение – поп-арт. Основные представители этого стиля – Энди Уорхол, (1928–1987), Дж. Розеннквист и Рой Лихтенстейн. Практически сразу за поп-артом стал популярен опт-арт, художественнй стиль, основанный на принципах оптической иллюзии и оптики. В 1970-е годы в американской живописи параллельно развивались сразу несколько новых направлений: геометрический хард-эдж, поп-арт, фотореализм, экспрессионизм и другие стили изобразительного искусства.