Биография: Марк Ротко (англ. Mark Rothko, 25 сентября 1903, Двинск, Витебская губерния — 25 февраля 1970, Нью-Йорк) — американский художник, русского происхождения, создатель живописи цветового поля. . Ведущий представитель абстрактного экспрессионизма, один из создателей живописи цветового поля. Родился в Российской империи в городе Двинске (сейчас Даугавпилс, Латвия). Он приехал в Соединенные Штаты в 1913 и воспитывался в Портленде, штат Орегон. После обучения в Школе изящных искусств Йельского университета (1921-1923) он отправился в Нью-Йорк (1925), чтобы начать карьеру художника. Лишь с 1940 его творчество приобрело индивидуальность; в 1942-1947 он создавал работы в духе сюрреализма, близкого Горки, Готтлибу и Миро. Но вскоре после переезда умирает отец Марка и ему приходится работать, чтобы содержать семью. После успешного окончания Высшей школы Линкольна, он поступает в Йельский университет, однако через два года бросает учебу. Марк переезжает в Нью-Йорк, где учился у Марка Вебера, который приобщает его к русскому авангарду и современному западноевропейскому искусству. В 20-30-е гг. 20-го века художник работает в традиционном стиле: пишет портреты, городские сцены, пейзажи, обнаженные фигуры. В конце 30-х он увлекается античными мифами и древнегреческими трагедиями. С середины 40-х Ротко попадает под влияние европейского сюрреализма, о чем говорят картины «Источник» и «Водная драма». Живописца привлекали работы М. Эрнста, А. Массона, Ива Танги и Жоана Миро.
В 1947 г. происходит перелом в творчестве Ротко: он создает собственный стиль — абстрактный экспрессионизм и в своих работах отказывается от предметных элементов. Творчество позднего Ротко отличается особым отношением к цвету и драматическим восприятием мира. При помощи цвета живописец пытался выразить полет человеческого духа. В 60-х годах Марк Ротко стал отдавать предпочтение темной гамме коричневого, красного и черного цветов. Во многом это объясняется его работой над монументальными проектами: росписями Гарвардского университета и неконфессиональной часовни («Капелла Ротко» в Хьюстоне). Последние работы мастера: серии монохромных работ, в которые полны трагических нот и смерти. Марк Ротко скончался в 1970 году в Нью-Йорке. Позже его абстрактные формы упростились, а размер его картин достиг монументальности, присущей нью-йоркскому абстрактному  экспрессионизму (Б.Ньюмен, К. Стилл, Дж. Поллок), однако Ротко ограничивал свои формы двумя или тремя квадратами, светлыми по колориту и бархатистыми по фактуре; трактовка цвета акцентирует кажущуюся геометрическую простоту этих форм. Он никогда не закрашивает их полностью, что еще больше стимулирует зрительское созерцание. Подобно Готтлибу и Ньюмену, Ротко считал, что большие размеры придают его картинам некую двусмысленность. Его последние произведения были предназначены для украшения капеллы Института религии и человека в Хьюстоне (Техас).