Как отличить Мане и Моне?
Даже более-менее разбирающиеся в живописи люди иногда путают Эдуарда Мане с Клодом Моне. И в этом нет ничего удивительного – оба жили в одно и то же время во Франции, оба родились в Париже, оба стояли у истоков импрессионизма, встречались с одними и теми же женщинами, у обоих есть картина «Завтрак на траве» (1863 и 1866), оба носили бороды, про похожие фамилии говорить не стоит. Художников путали даже современники. Но различать художников можно и нужно, а как это сделать, будет рассказано ниже:
Сюжет. Существует упрощенная система различения Мане и Моне, которая состоит из одного правила: «у Моне — пятна, у Мане — люди». На первый взгляд все совпадает — у много пейзажей («Впечатление. Восходящее солнце»), у Эдуарда — людей («Бар в Фоли-Бержер», «Железная дорога»). Но на самом деле у обоих художников встречаются картины, как с людьми, так и без них. Поэтому искусствоведы советуют обратить внимание на цвет, стиль, свет и объем картины.
Стиль. Хотя оба мастера были импрессионистами, но стиль их работ существенно отличается. Эдуарду Мане всегда был близок реализм, некоторые специалисты вообще не считают его импрессионистом, относя его творчество к модерну. Поэтому можно утверждать, что чем реалистичнее картина, тем больше вероятность того – что его автор Эдуард Мане («Завтрак в мастерской», «Портрет Леона Леенхоффа»). Для картин Клода Моне, наоборот, реализм практически не свойственен, так как художник стремился передать подвижность и изменчивость этого мира. На его полотнах вы не увидите чётких линий, как правило, они выполнены широкими крупными мазками («Пруд с лилиями»).
Свет, цвет и объём. Клод Моне начинал с рисования карикатур, поэтому для него большое значение имело то, какое впечатление картины вызовут у зрителя. Главный способ эмоциональную составляющую картины — это правильное сочетание цвета и света. Поэтому если на полотне главную роль играет свет и цвет, а не достоверность предметов, — определенно, перед вами Моне («Нимфеи», «Тополя»). На картинах Эдуарда Мане цвет, хотя и играет важную роль, но на первом месте объёмность сцены и сложность композиции («Матадор», «Танец в Буживале», «Музыка в саду Тюильри»). Все перечисленное прекрасно заметно на картинах «Завтрак на траве». Если у Мане изображена фривольная компания, а главная цель полотна – шокировать зрителя, то у Моне – практически светское общество, а художник пытается передать легкость и красоту летнего дня.