Анри Матисс - Музыка, Красная комната
Великий французский живописец, график и скульптор Анри Матисс родился в Като-Камбрезе. Он получил прекрасное художественное образование: живопись Матисс изучал в Академии Жюльена, Школе искусств, Школе декоративных искусств. Интересно, что интерес к живописи возник у него уже в довольно зрелом возрасте – в 20 лет. Внезапный порыв, охвативший юношу, остался с ним до конца дней. Творчество Матисса получило некоторую известность и востребованность в конце 90-х гг. XIX в. Побывав на выставках «независимых», он оказался под глубочайшим впечатлением от работ Гогена и Сезанна, отныне художественная структура картины воспринималась им как нечто неделимое, смелый поиск и нахождение своего, даже шокирующего, игра с плоскостями и красочными пятнами обрела для Матисса живость. Его мать и жена также имели отношение к художественному миру: первая увлекалась росписью керамики, вторая работала модисткой. Именно поэтому декоративный фон картин Матисса часто заполнялся всякого рода безделушками, которые, в свою очередь, отражали его глубокий и чуткий восторг совершенством форм этих предметов. Немаловажную роль в творчестве Матисса сыграло японское и ближневосточное искусство. Приоритет цвета над формой, акцент на узор и выведение его на передний план были заимствованы мастером из восточных ковров и расписанных фаянсов.
1905 г. ознаменовался возникновением нового направления в живописи – фовизма, формы авангардного искусства. Фовизм провозгласил главной задачей художника любование радостью бытия, использование примитивности древнего искусства, резких цветовых перепадов, декоративного стиля письма. Все это было привнесено в живопись Матиссом и его сотоварищами. Фовисты считали, что именно цвет должен затягивать зрителя, потрясать и приковывать внимание к картине, показывая внутреннее ощущение художника. В 1908 г. Матисс открывает собственную мастерскую, в которой учит выражать объем цветом. Одной из самых ярких, даже ослепительных картин Матисса является «Красная комната». На ней изображен интерьер комнаты, в которой женщина накрывает на стол. Композиционная структура полностью заполняется вихрем чистого цвета, которым заполнена вся поверхность холста, даже скатерть на столе сливается со стенами. Все предметы интерьера нарочито написаны плоскими. Упрощение формы только подчеркивает способ выражения идеи мастера, удивительная игра красками и подчеркнутый орнамент форм создают настроение этой работы.
Три года Матисс проводит на Востоке. В это время в нем все сильнее и сильнее пробуждается тяга к изображению беспредметной красоты. Абстракция в его творчестве является отражением абсолютной отрешенности от суеты реального мира. С точки зрения мастера, таков взгляд на мир марокканца или араба. Матисс, сосредоточенный на отрешенной красоте, использует приемы примитивизации натуры и «предоставления» чистому цвету основной задачи воздействия, последнее мастеру удавалось особенно хорошо. Палитра из 3-4 основных красок вырисовывает все образы. Так, «Танец» написан синим, зеленым и красным, «На террасе» -лиловым, розовым, синим и зеленым. Ограниченная цветовая гамма тем не менее пробуждала и пробуждает у зрителей целый поток ощущений, не оставляя равнодушным никого.
Одна из лучших работ Матисса того времени – «Музыка». Напоминающая детский рисунок работа показывает пятерых людей неопределенного возраста. Один из них играет на скрипке, другой, сидящий рядом, – на каком-то духовом инструменте, трое остальных присели в стороне от играющих. Небо на картине – насыщенно-синее, деревья – ярко-зеленые, тела людей – красные. Решение картины типично для Матисса: с помощью контраста значительных по площади и объему плоскостей чистых цветов рождаются новые «ноты», заменяющие всю цветовую гамму. Сам цвет, по большому счету, и является непосредственным сюжетом работы. Интересно, что своим призванием сам Матисс считал портреты. Реальное сходство не имело для мастера никакого значения: образ человека передавался через внутренний ритм, ощущаемый художником, который, несомненно, очень индивидуален. В разные периоды творчества Матисс использовал приемы кубизма, вновь возвращался к фовизму, классической графике, аппликации из цветной бумаги, скульптуре из бронзы. Ведущим художественным началом в его работах всегда была неповторимая выразительность, создаваемая посредством декоративного расположения определенных предметов, несущих задачу передать то или иное настроение мастера, чувство через цвет, сконцентрированный на холсте. Все это придает творчеству Матисса неповторимость и узнаваемость.