Сюрреализм — сочетание иллюзий и парадоксальных форм
Началом истории последнего мощного международного течения первой половины XX в. стала деятельность парижского журнала «Literature», возглавляемого Андре Бретоном, Филиппом Супо, Полем Элюаром и Луи Арагоном.
Сюрреализм (от фр. surrealite — «сверхреальное»), просуществовав некоторое время как чисто литературное направление, вскоре стал направлением и в изобразительном искусстве. В 1925 г. в парижской галерее «Пьер» состоялась первая художественная выставка сюррелизма, к участию в которой Бретон пригласил лидеров европейского авангарда Джорджо де Кирико, Пабло Пикассо, Макса Эрнста.
Оттолкнувшись от философских теорий А. Бергсона и 3. Фрейда, сюрреалисты провозгласили основными источниками своего вдохновения интуицию, воображение, сны, иллюзии и галлюцинации. Чтобы разрушить барьеры разума и логики, для создания произведений стали использоваться методы «чистого психического автоматизма». В кругу поэтов-сюрреалистов распространился «cadavre exquis» (фр. — «изысканный труп») способ «автоматического письма», в котором фразы составлялись коллективно, наподобие детской игры в «чепуху». Шедевром считалось предложение «Изысканный труп хлебнет молодого вина», давшее название методу. Художники-сюрреалисты Андре Массон, Сальвадор Дали, Ив Танги стали применять этот метод и в живописи, создавая причудливые изображения. Сложилась удивительная ситуация, когда сам автор присутствовал при рождении своего произведения как зритель. Художник не создавал образы, а находил в странном пересечении линий и пятен краски, пытался расшифровать их скрытый смысл. А. Массон водил карандашом по листу бумаги, подчиняя линии только внутреннему ритму своей души. Испанский художник Оскар Домингез сделал первые образцы «декалькомании», накладывая друг на друга листы с еще не высохшей краской.
Особую известность получили опыты с фотографией американца Ман Рея, которые он назвал «рейограммами». Художник делал отпечатки различных предметов непосредственно на фотобумаге, без помощи фотоаппарата.
Огромное количество новых, полумеханических методов творчества изобрел немец Макс Эрнст. Именно он впервые стал использовать в своем творчестве фроттаж (натирание), дриппинг (разбрызгивание краски), граттаж (процарапывание). Похожи на детские «исследования» мира птиц, мелких рыбешек, насекомых картины каталонца Жоана Миро, основой которых, по словам художника, стали его галлюцинации и младенческие воспоминания. Но если сначала сюрреалисты стремились быть «слепыми навигаторами», то в 1930-х гг. на смену автоматизму пришел точный расчет. Именно в это время среди сюрреалистов выделилась группа художников, которые абсолютно осознанно и предельно реалистично писали самые невероятные образы.
На фоне бескрайних пейзажей сооружал причудливые конструкции предметов и фигур, написанных с виртуозностью старых мастеров, Сальвадор Дали. Это гладкое и холодное письмо, фиксирующее подобно фотографии фантастические видения, невольно убеждает зрителя в их реальности, осязаемости. Необъяснимость жизни, парадоксальность обыденного стали основной темой творчества бельгийского художника Рене Магритта. Используя неожиданные сопоставления, увеличение деталей, изменение масштаба, оживление неживого, мастер заманивает зрителя в ловушку «отсутствия логики и смысла», убеждает его в сюрреальности окружающего.
Появившись во Франции в 1920-х гг., сюрреализм начал свое триумфальное шествие по всему миру, проникая в различные виды искусства.