Абстрактное искусство — отказа от изобразительности как основного принципа искусства
Абстракция — одно из самых характерных художественных открытий XX столетия. Тщательному изучению были подвергнуты сначала цвет, затем форма и композиция. Интерес к «вещам, спрятанным под покровом видимости», побудил мастеров отказаться от изобразительности как основного принципа искусства. Художники XX в. стали оперировать чистыми категориями. Создавая беспредметные пластические, цветовые, ритмические композиции, они исследуют эмоционально-пластические возможности искусства. Утратив интерес к иллюстрированию различных философских концепций, мастера-абстракционисты сами выступили как интерпретаторы миропорядка. В этом и кроется секрет абстрактного искусства: его видимая бессодержательность делает допустимым любое истолкование.
Лирические абстракции Василия Кандинского (1866-1944), появившиеся в 1910 г., стали отправной точкой в истории абстракционизма в целом. По преданию однажды, войдя в свою мастерскую, Кандинский случайно бросил взгляд на стоящую у стены картину. Хотя она была перевернута и нельзя было разобрать сюжета, художника поразила красота цветовых сочетаний, изысканность ритма линий. Пройдя через увлечение модерном и символизмом, художник на протяжении всей своей жизни сохранил в живописи особый романтический пафос. Линия и цвет на полотнах художника обрели собственное бытие, духовную силу. Главный выразительный акцент был перенесен на колористическую и композиционную драматургию, осуществляемую средствами чистой живописи, особыми возможностями линии, пятна, каждого отдельного цвета и их сочетаний. Прообразом нового художественного сообщества должны были стать организованные Кандинским объединения, самым известным из которых стало общество «Синий всадник». Под влиянием идей Баухауза, где Кандинский преподавал в 1920-х гг., его живописная манера стала суше. Романтические символы превратились в графические знаки, а жесткие геометризированные формы сблизили творческий метод Кандинского с «геометрической абстракцией».
Абстрактные произведения впервые были показаны Казимиром Малевичем {1878 — 1935) в декабре 1915 г. на выставке «0.10», ставшей настоящим триумфом беспредметного искусства. Простейшие геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, окрашенные в локальные цвета, стали отражением нового миропорядка, названного художником супрематизмом (от лат. supremus — «высший»). Решительно отвергнув внешнюю оболочку реальных вещей, Малевич обратился к праформам мироздания. В качестве точки отсчета в его супрематической системе координат появился знаменитый «Черный квадрат», названный художником «нулем форм». Категории пространства и времени были переведены художником в знаки-супремусы. Пространство супрематического мира лишилось традиционных ориентиров: «верх — низ», «право — лево»; все элементы пребывают в свободном парении, которое передается не живописными средствами, а оказывается присуще самим формам. В своих беспредметных работах, построенных на принципах «экономии» художественных средств, Малевич пытался решить грандиозную и почти неосуществимую задачу тотальной «перекодировки» мира. Причем условные значения, вводимые во время этого процесса в художественный язык, оказались гораздо важнее, нежели их реальные прототипы.
Супрематизм стал поворотным пунктом в развитии русского абстракционизма, значительно ускорив эволюцию таких художников, как Любовь Попова, Надежда Удальцова, Александра Экстер, Иван Клюн. В своих беспредметных композициях эти мастера пытались противопоставить агрессивности минимализма Малевича живописную архитектонику взаимопересекающихся цветовых плоскостей. Наиболее принципиальный оппонент супрематизма — Владимир Татлин (1885—1953) строил свои «живописные рельефы» на сочетании разнообразных фактур: жести, дерева, стекла. Сопоставленные вместе материалы приобретали качества отвлеченных категорий — грубое, хрупкое, теплое. «Живописные рельефы» Татлина стали одними из первых произведений русского конструктивизма. Однако формально новое направление оформилось в цельное течение лишь в 1920 г. после публикации «Реалистического манифеста», подписанного также Наумом Габо и Натаном Певзнером. Мастера-конструктивисты были увлечены эстетикой машин, новыми технологиями и сверхсовременными материалами. Огромную роль в развитии русского конструктивизма сыграли и организованные Татлиным художественные выставки. Так, на одной из них, названной «Магазин», были впервые показаны работы еще одного идеолога конструктивизма Александра Родченко (1891 — 1956). Родченко представил на суд зрителей произведения, выполненные при помощи циркуля и линейки. Благодаря использованию технических средств в своем творчестве художник пытался исключить впечатление рукотворности. Механическая абстракция впервые утвердилась как стиль.
Позже Родченко и его единомышленники, объединившиеся в Общество молодых художников (ОБМОХУ), заявили о превосходстве машины над человеком и стали развивать в своем творчестве «инженерную эстетику». Отказавшись от кистей и мольбертов, художники-«продуктивисты», как они себя называли, отдали предпочтение иным видам изобразительного искусства: фотографии и плакату, книжной графике и дизайну, сценографии и кинематографу. Одной из самых ярких и значительных фигур в истории европейского абстракционизма, бесспорно, является Пит Мондриан (1872— 1944), создавший собственную концепцию беспредметного искусства. Его система геометрической абстракции, названная нео-пластицизмом, построена на последовательном уходе живописи от природы в царство чистой математики. Желая отказаться от каких-либо намеков на природную реальность, Мондриан ограничивает себя прямыми линиями и основными цветами: синим, желтым и красным. Жесткие горизонтальные и вертикальные линии, символизирующие мужское и женское начала, моделируют прямоугольные «клетки духа». Уделяя особое внимание пропорциям, ритму, равновесию, Мондриан подчеркивает, что лишь структурная логика способна стать средством выхода из хаоса мироздания. Основные принципы неопластицизма развили художники группы «De Stijl», в состав которой входили художники Тео ван Дусбург, Барт ван дер Лек, скульптор Георг Вантонгерло, архитектор Геррит Рейтвелд.
В 1930-е гг. обе тенденции абстрактного искусства — рациональная и лирическая — соединятся, чтобы сохранить открытия авангарда в эпоху возвращения фигуративности. В 1931 г. в Париже была основана довольно эклектичная ассоциация «Абстракция — творчество», организовывавшая выставки беспредметного искусства. Война жестко разделила два периода развития абстракции. Спасаясь от тоталитарных режимов и ужасов войны, эмигрируют в Америку крупнейшие мастера авангарда. Умирают в 1940-х лидеры «первой волны» — Пауль Клее, Роберт Делоне, Тео ван Дусбург, Василий Кандинский и Пит Мондриан. Пришедшее им на смену молодое поколение художников стремилось освободиться от условностей старого искусства. Европейский ташизм, или «арт-информель», во многом похож на возникший одновременно в Нью-Йорке абстрактный экспрессионизм. Однако в отличие от Америки Европа больше тяготела к декоративности, внешней эффектности. Внимание художников привлекали «артистические» возможности абстракции, ее особая поэзия.