09.07.2014

Эдуард Мане - Завтрак на траве


эдуард мане завтрак на траве

Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863

Работа Эдуарда Мане (1814-1883), выдающегося французского художника, рисовальщика, гравера, новатора, роль которого в истории искусства трудно переоценить. Создав новую манеру живописи, Мане проложил путь между старым искусством, импрессионизмом и постимпрессионизмом.

эдуард мане олимпия

Эдуард Мане. Олимпия. 1863

Мане обучался живописи в мастерской модного в то время живописца Тома Кутюра в соответствии с академическими правилами. Начинающий художник восставал против методов учителя. Впоследствии Мане уничтожил почти все, что создал за время обучения в мастерской. Он сохранил только собственные вольные копии картин и фресок старых мастеров. От этих зарисовок и этюдов идут пути ко многим последующим работам художника.

эдуард мане музыка в саду тюильри

Эдуард Мане. Музыка в саду Тюильри. 1862

Начиная с Салона 1861 года Мане постоянно привлекает внимание критиков. Менее всего желавший стать ниспровергателем основ официального искусства, Мане был враждебно встречен академическими кругами. Очень скоро он становится центральной фигурой прогрессивной художественной интеллигенции Парижа. Импрессионисты признают Мане своим предводителем. Хотя Мане не участвовал в выставках импрессионистов, он оказал большое влияние на формирование этого направления.

эдуард мане бар в фоли-берже

Эдуард Мане. Бар в Фоли-Берже. 1882

Привезенная картина является уменьшенным вариантом скандально известного произведения «Завтрак на траве», написанного в 1863 году. Источником вдохновения послужила картина «Сельский концерт» кисти Джорджоне из собрания Лувра. Косвенно повлияли на картину также «Паломничество на остров Киферы» Антуана Ватто и «Девушки на берегу Сены» Гюстава Курбе. Композицию трех главных фигур художнику подсказала гравюра XVI столетия,  сделанная Маркантонио Раймонди с несохранившейся фрески Рафаэля «Суд Париса». Мане наполнил образы иным содержанием и перенес их в современную реальность.

Человеческие фигуры свободно и естественно соединяются с пейзажем. Художника интересовала проблема солнечного света, воздушного пространства. Нагота натурщицы позволила Мане передать контраст между теплыми тонами ее тела и холодной серо-черной гаммой одежды мужчин. Картина предназначалась для парижского Салона 1863 года. Однако ее вместе с тремя тысячами других полотен жюри не допустило к выставке. Картина Мане была объявлена министерством двора «оскорбляющей нравственность». Непризнанные картины были выставлены на так называемом «Салоне отверженных», который был создан по инициативе императора Наполеона III.

эдуард мане гвоздики и клематис в хрустальной вазе

Эдуард Мане. Гвоздики и клематис в хрустальной вазе. 1880-1883

Представленный вариант сильно отличается от большого полотна из Музея Орсэ. В уменьшенном варианте другая манера письма. Широкие мазки создают ощущение незавершенности работы. Специалисты Института Курто долго решали вопрос, является ли картина из Курто предварительным наброском или репликой, сделанной после большой версии. Рентгеновский снимок обеих картин прояснил ситуацию. На картине из Курто нет изменений, сделанных во время написания. Большая версия содержит много переделок. Это подтверждает, что версия из Курто является именно повторением большого полотна «Завтрак на траве».

эдуард мане молодая женщина в саду

Эдуард Мане. Молодая женщина в саду. 1880

Первым владельцем полотна из Курто был друг Мане майор Ипполит Лежозн, сторонник литературного, музыкального и художественного авангарда. Вероятно, именно он попросил Мане сделать уменьшенную версию своего знаменитого полотна.

эдуард мане весна жанна

Эдуард Мане. Весна (Жанна). 1881

Для знакомства с творчеством Эдуарда Мане я поместила еще несколько его картин.

эдуард мане собака

Эдуард Мане. Собака. 1876

назад к списку новостей »