Движение Декаданса
Рамон Касас. «Юная декадентка» (1899).
Это не общепринятое мнение, однако можно сказать, что понятие декаданса охватывает ряд явлений в литературе и искусстве конца девятнадцатого века, пересекаясь во Франции с символизмом, а в Великобритании с движением эстетизма. Как в литературу, так и в искусство проникают типичные для Декаданса настроения болезненной усталости и тоски, выразившиеся в романтизации порога, склонности к гротеску, повышенной чувственности и драматическом восприятии жизни. Для изобразительных искусств этого времени характерны элегантность и фантастика, среди излюбленных мотивов - природная экзотика: орхидеи, паачины, бабочки, примером чему является великолепная - "Павлинья комната" (1876—1877) Уистлера.
"Павлинья комната" (1876—1877) Уистлера.
Ключевой фигурой для декаданса, символизма и эстетизма был французский поэт и художественный критик Шарль Бодлер (1821-1867). Воззрения, высказанные в сборнике его стихотворений 1857 года («Цветы зла»), шокируют. Отрицая враждебное ему буржуазное общество. Бодлер воспевает болезненные, отклоняющиеся от нормы явления, воплошеннмо в женщине эротику и губительную силу. Он ставит природу ниже искусства, поскольку природа спонтанно творит зло, в то время кзк добро и красоту надо еще создать. Современный художник в глазах Бодлера— это человек, высокомерно отстранившийся от общества и погрузившийся в сотворенный культурой искусственный мир, чтобы уйти от скуки и лживости мелкобуржуазного существования. Но самое ошеломляющее - это убеждение Бодлера, что искусство не нуждается в морали. Бодлер говорил, что его книга "овеяна зловещей холодной красотой", и эту характеристику смело можно отнести ко многим творениям декаданса.
Шарль Бодлер
Фелисиен Ропс, Pornokratès, 1878
Ясное представление о том к чему пришло декадентское движение после Бодлера, дает роман «Наоборот» (1884) Жориса Карла Гюисманса. прежде поддерживавшего импрессионистов. Герой романа Дез Эссент - архетип эстета или декадент. Он оборвал все связи с внешним миром и сотворил собственную, вымышленную реальность, развесив в своем доме фантастические картины Гюстава Моро и Одилопа Редона - возбуждающие воображение произведения, которые переносили его в неведомый мир, указывали путь к новым возможностям и будоражили его нервную систему изощренными фантазиями, усложненными кошмарами и сладостно-зловещими видениями». Образы Саломеи в картинах Моро отличались эротизмом и истинно декадентским очарованием. Здесь уход в другой мир осуществился полностью — культ природы уступил место культу денди, реальность сменилась фикцией, а действительная жизнь — жизнью сознания.
В Великобритании веяния из Франции слились с идеалами эстетического движения. Его участники — писатель Уолтер Патер (1889—Ш94) и живший в Лондоне американский художник Уистлер - вслед за Бодлером утверждали, что искусство не должно обслуживать мораль, политику или религию. Подобно Джону Рескииу и Уильяму Моррису («Искусства и ремесла»), они высоко ставили Красоту искусства, но отрицали его использование в социальных или моральных целях. Патер даже предложил заменить религию «религией искусства», а его "эстетический герой" в «Марии-эпикуреице» (1885) стая еще одним эталоном эстета и декадента. Цель его заключалась в расширении эстетического опыта, а формула "искусства для искусства" явилась своеобразным девизом движения.
В искусстве декаданса с большой силой выразилось характерное для эпохи Декаданса ощущение отчаяния и наступающего кризиса. Такие художники как Альберт Mvp (1841-1893), сэр Лоуренс Альма-Тадсма, зачарованные античными цивилизациями в эпоху их угасания — эллинистической Грецией и Римом поздней империи. - создавали произведения не менее рафинированные. чем шедевры обожаемого ими рококо. Единственное спасение от монотонности жизни и распада они видели в гедонистическом сексуализме. Они бросили решительный вызов Британии 1890-х - именно в это десятилетие дурная репутация декадентов все больше и больше раздражала буржуазные круги - вплоть до скандала, связанного с именем Оскара Уайльда (1854— I900). Эталоном художника-декадента во многих отношениях был Обри Бердсли (1872—1898). Он прославился в 1844 году своими иллюстрациями к драме Уайльда "Саломея", поразив современников как грубо декоративной черно-белой стилистикой, гак и порочностью сюжетов. Этому новому стилю, обязанному отчасти японской гравюре, и отчасти — живописи прерафаэлита Эдварда Бёрн-Джонса, суждено было сыграть важную роль в становлении международного стиля Ар Нуво. Некоторое время Бердсли был художественным редактором Тhe Yellow Book— журнала, в котором публиковались произведения многих писателей и художников, принадлежавших к декадентскому движению и Ар Нуво. Но это продлилось недолго. Свя:зь Бердсли с Уайльдом принесла ему славу, но она же привела к его падению. Когда в 1895 году Уайльда признали виновным в содомии, толпа протестующих атаковала офисы издателя Тhe Yellow Book, и Бердсли был уволен. Последние три года своей жизни (он умер в возрасте двадцати пяти лет) Бердсли сотрудничал с новым журналом The Savoy, исполняя для его издателя Леопарда Смитерса еще и порнографический иллюстрации к приватным изданиям классики, например комедии «Лисистрата» Аристофана.
Оскар Уайлд
К середине 1890-х дискуссии в искусстве обратились от декаданса к символизму, и соответственно центр внимания сместился от чувственного к духовному. Однако наиболее соблазнительные аспекты эстетизма и декаданса — представление о художнике как высшем существе, утверждение самостоятельной ценности искусства, идея искусства как разновидности религии — продолжат свое существование, под разными масками, во многих авангардных направлениях двадцатого столетия.
Источник: Эми Демпси: Стили, школы, направления. Путеводитель по современному искусству.