14.07.2018

ИСКУССТВА И РЕМЕСЛА

Движение иод названием - "Искусства и ремесла" было социально-художественным творением, которое возникло н Британии во второй половине девятнадцатого века и продолжалось существовать в двадцатом, распространившись на страны континентальной Европы и США. Его приверженцы, среди которых были художники, архитекторы, дизайнеры. писатели, ремесленники и меценаты, стремились восстановить важную роль художественного проектирования и ручного ремесла во всех сферах искусства в условиях усиливающейся индустриализации, когда, как им представлялось, качество приносилось в жертву количеству. Сторонников и участников движения объединяли не столько сгиль. сколько общая цель — сломить иерархию искусств с живописью и скульптурой во главе. Дабы возродить традиционные ремесла, вернуть им былое достоинство и создать искусство, доступное всем.

Вышивка из мастерской У. Морриса

Ведущей фигурой в движении "ИСКУССТВА И РЕМЕСЛА" был рисовальщик, живописец, поэт и общественный деятель Уильям Моррис (1834— 1896). Горячий приверженец идей социализма. Моррис заявлял: "Я не хочу искусства для немногих, гак же как я не хочу образования для немногих или свободы для немногих". Увлеченный идеями архитектора Огастеса Уэлби Пьюджина (1812—1852), доказывавшего моральное превосходство искусства Средневековья, и художественного критика, писателя Джона Рсскина (1819— 1900), обличавшего алчность и своекорыстие современного капиталистического общества. Моррис отстаивал ту точку зрения. Что искусство должно быть одновременно и красивым, и функциональным. Он укреплялся в своем идеальной и непритязательной красоте средневекового ремесленничества - благодаря помощи друзей, художников-прерафаэлитов Эдварда Бёри-Джонса и Данте Габриэля Росеетти (1828—1882), которые также искали в Средневековье (отсюда и название — прерафаэлиты) эстетического вдохновения и нравственного руководства.

Обои по рисункам У. Морриса

«Артишоки»

«Маргаритки»

«Медвежья лапа»

«Фрукты»

«Шпалера»

 

Красный дом (1859) в Вексди Хит в графстве Кент ознаменовал начало движения.

Моррис поручил строительство Красного дома для себя и своей невесты своему другу, архитектору Филиппу Уэббу (1831-1913). Дом из красного кирпича (отсюда его название), с живописным внешним обликом. отсутствием вычурных фасадов, тщательно подобранными фактурами местных материалов, традиционными строительными методами, учитывающими особенности местности, — стал вехой в возрождении строительства жилых домов. Сам Моррис спроектировал сад, а интерьер быт оформлен Уэббом, четой Моррис. Росеетти и Пёрн-Джон-сом. В результате получилось то. что Росееттп назвал скорее поэмой. чем домом. Фактически это самым ранний образец «тотального произведения искусства" (Gesatni-kunstwerk) — понятия, которое станет центральным в философии не только движения «ИСКУССТВА И РЕМЕСЛА», но п других направлений, таких как Ар Иуво и Ар Деко.

В 1861 году после постройки «приюта» для прерафаэлитов (знаменитого Красного дома (Red House)) он организовал компанию «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко.» (Morris, Marshall, Faulkner & Co.). Фирма, создававшая предметы декоративно-прикладного искусства, тоже была протестом. Это была борьба не только против одинаковой фабричной продукции, но против обезличенного труда рабочих, вынужденных работать по шаблону, не зная радости творчества. Художники и мастера фирмы создавали витражи, стенной декор, изделия из металла, мебель, вышивку, ковры и широко известные обои с ручной набойкой.   Мастеров искали по всей стране. В случае отсутствия таковых Уильям лично занимался исследованиями и «переоткрывал» утраченную технологию, как это случилось с художественным ткачеством. При наборе учеников принципиально не выбирались способные: трудолюбие и упорство превозносилось над талантом.

Этот проект, родившийся в кругу друзей, вскоре осуществился в коммерческом предприятии, В 1861 Роду Моррис, Уабб Россеттп. Берп-Джонс. Целью проекта было создание красивых, практичных, доступных по цене предметов быта, чтобы искусство присутствовало в жизни всех людей, а не только богачей. Компания занималась дизайном и изготовлением предметов домашней обстановки, мебели, витражей, отделочных тканей, шпалер и напольных ковров, керамической плитки и обоев.

Бёрн-Джонс. Витражное окно Красного дома У. Морриса

Однако новаторство движения «Искусств и ремесел» в значительно большей мере проявилось в идеологии, нежели в стиле, ведь в поисках мотивов мастера обращались к прошлому — средневековой архитектуре, книжной миниатюре, к обстановке крестьянского дома. Весьма показательно, что свои темы художники часто черпали в легендах Артуровского цикла, в поэзии поэта четырнадцатого века Джеффри Чосера. Хотя движение смогло поднять престиж ремесленничества, вызвать интерес к местным традициям и природным материалам, однако создать искусство для масс ему не удалось: слишком дороги оказались эти изделия ручного труда. В 1880-е годы жить в доме, выстроенном по проекту Уэбба и декорированном обоями Морриса, керамикой Уильяма дс Моргана (1839-1917), полотнами Бёри-Джопса, носить одежду как на картинах прерафаэлитов могли себе позволить только состоятельные люди.

Сам Моррис получил наибольшую известность своими плоскостными стилизованными узорами обоев и керамических плиток, которые отличаю цветовое богатство и графическая усложненноеть.

Архитектура была наиболее радикальной составляющей движении "ИСКУССТВА И РЕМЕСЛА". Такие архитекторы, как Уэбб Войси, Маккей Хью Бейли, Скотт Норман Шоу (1881—1912) и Чарлз Рении Макинтош развили принципы, которые позднее стали краеугольным камнем архитектуры двадцатого века. В числе этих принципов — подчинение дизайна функции объекта, внимание к местным архитектурным стилям и материалам, органичное включение новых сооружений в окружающий ландшафт и независимость от исторических сталей. В результате возникли сооружения — прежде всего дома для среднего класса, — которые историк архитектуры Николаус Псвзнср назвал превосходными по своей свежести и эстетической смелости все, что было создано в то же время за рубежом.

Эти же идеи питали нараставшее в Британии начала двадцатого века движение за создание " городов-садов". в котором масштабно соединились дизайнерские принципы "ИСКУССТВА И РЕМЕСЛА". Движение основываюсь на теориях Эбенезе-ра Ховарда (1830—1928) изложенных в весьма популярной книге под названием «Завтра: мирный нуль к реальным реформам» 1898 года (переработанное издание вышло в 1902 году иод названием «Города-сады завтрашнего дня»). Исходя из своих социально-политических воззрений. Ховард выступал за создание по всей стране небольших, экономически самостоятельных поседений с целью сдержать неконтролируемое разрастание городов и их перенаселенность. Было создано, болееили менее удачно, много таких городков, и обычный жилой дом оказался в центре внимания прогрессивных архитекторов всей страны. Это возрождение интереса к жилищному строительству, прежде всего по дизайнерским и архитектурным принципам "ИСКУССТВА И РЕМЕСЛА", позднее было подхвачено п в континентальной Европе.

В США в конце девятнадцатого века возникли мастерские «Искусств и ремесел», следовавшие английскому эталону. Эстетические достоинства простой, лишенной украшений мебели, выполненной по дизайну Густава Сти-кли (1857-1912) и его мастерской, пропагандировались в периодическом издании The Craftsman (1901—1916) и не утратили популярности по сей день. Простота, утилитарность, «правдивая» конструкция были ключевыми понятиями концепции дизайна мастерской.

Архитектурные принципы "ИСКУССТВА И РЕМЕСЛА" — использование местных традиций, промыслов, материалов дали богатые плоды и в Америке, способствуя разнообразию региональной жилищной архитектуры. Дома в Пасадене и Лос-Анджелесе, изысканно отделанные и меблированные по дизайну братьев Грин: Чарлза (1868—1957) и Генри (1870-11154), стали отличительной чертой утонченной тихоокеанской версии "ИСКУССТВА И РЕМЕСЛА" в американской архитектуре. Но главной фигурой в архитектуре жилых зданий начала двадцатого века все же стал Фрэнк Ллойд Pain (1867—1959). Его "дома прерий" в окрестностях Чикаго, с их горизонтальной протяженностью, свисающей крышей и свободной планировкой внутренних пространств вокруг центрального камина, обнаруживают сильное влияние эстететики "Искусств и ремесе". Ранг, как и многие другие архитекторы этого направлении, принимал концепцию "тотального дизайна" и часто создавал встроенную мебель, не позволяя своеволии во внутреннем убранстве. К числу других известных архитекторов школы прерий относится Уильям Грен Пёрселл (1880—1965) и Джордж Грант Элмслп (1871-1952).

Дом братьев Грин в Пасадене, США (1908)

Эстетика и идеалы "ИСКУССТВА И РЕМЕСЛА" успешно прижились также в Германии, Австрии, Венгрии, Скандинавии, где существовали и существуют по сей день сильные традиции художественных ремесел. Нормы этого движения. проникнув в машинное производство, стали выражением национальной идентичности. Возродились народное искусство н национальные образны средневековой архитектуры. Наиболее видными его представителями в Финляндии стали художник Аксели Галлен-Каллела (1865—1931) и архитектор Элиель Саарипен (1873—1950): в Швеции — художник Карл Ларссоп (1855—1919); в Венгрии — Аладар Кёрёшфои-Криш (1863—1920); в Австрии - Иозеф Хофман (1870-1956) и Коломал Мозер (1868-1918). Идеалы «Искусств и ремесел» стали основополагающими во многих мастерских немецкого югсндстиля. а затем Баухауза, где также стремились подчинить изящные и прикладные искусства единому принципу «тотального дизайна».

Когда ко времени Первой мировой войны движение пошло на спад, такие его заповеди, как «целесообразность и «подлинность материалов», не утратили своей силы. Значительно позже ручное производство, некогда поднятое движением 'ИСКУССТВА И РЕМЕСЛА" на небывалую высоту, породнило профессию дизайнера-изготовителя, а с начала 1950-х привело к возрождению ремесел в Британии, США и скандинавских странах.

Мебель

Мебель лаконичная, строго конструктивная, без излишних украшений. Немногочисленные примитивные узоры выполнялись из деревянных шпонок и колышков. Набор мебели был сокращен до необходимого: письменный стол, встроенная кровать, стулья, табуретки, комод, платяной шкаф, круглый обеденный стол, иногда трюмо с зеркалом и тумба. Массивные книжные шкафы часто заменялись более легкими и мобильными книжными полками. Формы мебели для сидения простые: прямые ножки, обычные подлокотники и спинки.

Ключевые фигуры

  • Моррис, Уильям (1834—1896) — социалист, писатель, дизайнер.
  • Пьюджин, Огастес Уэлби (1812—1852) — архитектор, дизайнер, теоретик.
  • Рескин, Джон (1819—1900) — философ, художник, критик.
  • Летаби, Уильям (1857—1931) — дизайнер.
  • Макмурдо, Артур (1851—1942) — архитектор, дизайнер.
  • Эшби, Чарльз (1863—1942) — архитектор, дизайнер.
  • Войси, Чарльз (1857—1941) — архитектор, дизайнер (мебель).
  • Морган, Уильям де (1839—1917) — дизайнер (керамика).
  • Крейн, Уолтер (1845—1915) — дизайнер, иллюстратор.
  • Стикли, Густав (1857—1942) — дизайнер (мебель), ремесленник.
  • Лимберт, Чарльз (1854—1923) — дизайнер (мебель, светильники).
  • Хаббард, Элберт (1856—1915)
  • Имедж, Селвин (1849—1930)
  • Хорсли, Джеральд (1862—1917)
  • МакКарти, Мервин (1853—1932)
назад к списку новостей »