Гид по стилям 20 века. Постмодернизм
Постмодернизм
После того как отгремела Вторая мировая война, основные идеи модернизма и авангарда были коренным образом переосмыслены. Так появился постмодернизм. Основные черты этого направления — смешивание различных стилей и манер, использование коллажей, но важнее всего для постмодернизма – это не само произведение, а то, какое влияние оно оказывает на зрителя. Для художников-постмодернистов все, абсолютно все, может быть как объектом искусства, так и способом самовыражения.
Абстрактный экспрессионизм
Целью представителей абстрактного экспрессионизма было выразить свой внутренний мир путем спонтанных, хаотических негеометрических форм, никак не задействуя при этом логику. Хотя стиль появился еще в 1940-х в Европе, особую популярность он получил в через десятилетие в США. Лидером нового течения стал Джексон Поллок. Его полотна до сих пор вызывают жаркие споры – кто-то считает их бессмысленной мазней, а кто-то готов платить за них миллионы, например картина «№5» в 2006 году была продана за 140 млн. долларов. Второй важной фигурой стиля был Марк Ротко, основоположник живописи цветового поля. Его картины представляют собой две или три цветовых области (поля), никак не взаимодействующих между собой.
Поп-арт
Самый известный, яркий и любимый современными дизайнерами стиль 20 века – это поп-арт. Его появление связывают с потребностью общества в массовой культуре. После окончания Второй мировой войны в США у людей стали появляться «свободные» деньги, которые они могли потратить на кое-что культурное. Этим и воспользовались Энди Уорхол, Эдуардо Паолоцци, Рой Лихтенштейн и Ричард Гамильтон. Идеологом нового направления был Уорхол. Это ему принадлежат знаменитые полотна с долларом, банкой супа Campbell, актрисой Мэрилин Монро и всем тем, чего никак не ожидаешь увидеть на картине. Его соратник Рой Лихтенштейн в качестве героев полотен использовал персонажей комиксов. Поп-арт можно отличить по использованию трафаретов, ограниченной, но достаточно яркой цветовой гамме и использованию нестандартных образов.
Примитивизм
Благодаря советской пропаганде, термин «примитивизм» имеет несколько отрицательный, поэтому все чаще для обозначения этого стиля используют словосочетание «наивное искусство». Примитивизм отличается чистотой восприятия и умышленной упрощенностью изображения. Изначально это объяснялось отсутствием соответствующего образования у большинства художников–примитивистов, а потом этого эффекта стали добиваться сознательно. Возможно картины Анри Руссо, Нико Пиросмани, Ивана Генералича, и Никифора Крыницкого кому-то напоминают детские рисунки, однако в этом и заключается их прелесть – не каждый сможет сохранить подобное отношение к миру.
Гиперреализм
Максимально точное изображение действительности с фотографической точностью – это и есть гиперреализм, который также называют фотореализм. Если картина больше напоминает фотографию – это и есть гиперреализм. Остается только восхищаться мастерством этих художников. Только возникает вопрос: зачем все это, если есть фотоаппараты, позволяющие добиться того же эффекта гораздо быстрее? Но в этом и заключается вся соль постмодернизма – принимать не умом, а душой. Диего Фацио, Педро Кампос, Хосе Вергара, Самуэль Сильва, Хуан Франсиско Касса – картины этих людей заставят любого усомниться в своих глазах.
Минимализм
Практически все развитие постмодернизма – это некое упрощение. Даже гиперреализм, при всей его технической сложности, по сути своей является упрощением смысла. Квинтэссенцией регресса постмодеризма стал минимализм. Лаконичность, простые геометрические формы, монохромность и единообразие – все это отличает минимализм. Стиль зародился в Америке в 60-х годах, а его основоположником является Фрэнк Стелла, создавший серию «Черных картин». Все они изображали только черные линии – К. Малевич должен умереть от зависти. Самостоятельным стилем минимализм стал благодаря Мэлу Бочнеру, Роберту Риману, Солу Левитту и Дэну Флавину. И больше про этот стиль сказать нечего.