22.06.2016

Судьба художника. Зинаида Серебрякова


зинаида серебрякова

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (урожденная Лансере) – одна из первых отечественных художниц, вошедшая в историю мировой живописи. Ее легкий, узнаваемый стиль письма принес ей мировую известность. Зинаида Серебрякова родилась осенью 1884 года под Харьковом в художественной семье: отец был известным скульптором, а мать происходила из семьи Бенуа и неплохо рисовала, один из братьев Зинаиды стал архитектором, а второй – хорошим мастером монументальной живописи. Детство и юность художницы прошли в доме её деда, архитектора Н. Л. Бенуа, а также  в имении родителей – Нескучном. Имея такое окружение, если бы девушка не связала свою жизнь с искусством.

После окончания женской гимназии в 1900 году Серебрякова поступает в художественную школу княгини Тенишевой, а в 1903-1905 годах занимается под руководством художника-портретиста О. Э. Браза, параллельно путешествуя по Европе. В 1905 году она вышла замуж за своего кузена Бориса Серебрякова. Этот брак не был одобрен семьей, поэтому молодожены уезжают от родительского недовольства с Петербург. Именно здесь формируется стиль художницы: она много времени проводит в Эрмитаже, вдохновляясь полотнами Тинторетто, Пуссена, Рубенса. Однако любимым живописцем Серебряковой был А. Г. Венецианова, в творчестве которого её особенно восхищали чистота и целомудренность образов. Серьезное влияние на формирование стиля художницы оказала и жизнь в Нескучном: размеренность усадебной жизни, сочные краски окружающей природы, пластичность движений работающих крестьян. И уже в первых картинах Серебряковой, представленных на выставке 1909 года, выкристаллизовывается ее почерк, стиль и круг интересов.

зинаида серебрякова

В ранних сохранившихся картинах художницы заметен поиск любимой темы, чутком понимании красоты родной природы и людей, связанных с ней: «Деревенская девушка» (1906), «Фруктовый сад в цвету» (1908). Первый успех Серебряковой принесла картина «За туалетом. Автопортрет» (1909), показанная в 1910 году на выставке Союза русских художников. За этой работой последовали «Купальщица» (1911), портрет Е. Н. Лансере (1912) - полотна, привлекающие своей зрелостью и четкостью композиции.

Расцвет творчества художницы приходится на 1914-1917 годы. В это время она создает серию картин, посвященных деревне, русской природе и крестьянскому труду: «Спящая крестьянка», «Крестьяне» (закончена в 1915). Самое значительное произведение в этом цикле – это «Беление холста». В этом полотне раскрывается талант Серебряковой как художника-монументалиста. Благодаря низкому горизонту, фигуры крестьянок кажутся величественными и особенно мощными, а цветовая гамма, выстроенная на сочетании массивных плоскостей зеленого, красного и коричневого оттенков, создает эффект монументально-декоративного полотна. Это произведение воспевает тяжелый крестьянский труд.
Среди других представителей художественного объединения «Мир искусства» Серебрякова благодаря интересу к народной тематике, мощной пластике, гармония, и обобщенность некоторых живописных решений. В 1916 году художница принимала участие в роспись Казанского вокзала в Москве – ей принадлежит оформление темы стран Востока: Сиама, Индия, Япония и Турция, которые Серебрякова представила аллегорически в виде прекрасных женщин. Важное место в её творчестве этого периода занимают многочисленные автопортреты, по ним заметно как наивное кокетство девушки сменяется то поэтической грустью, то материнской радостью.

зинаида серебрякова

Октябрьская революция и смерть мужа от тифа перечеркнули многие планы художницы. На ее попечении остается мать и четверо малышей, при этом имение под Харьковом было разграблено, и не было средств к существованию. В надежде на стабильный заработок семья в 1920 году переезжает в Петроград. Благодаря старшей дочери Татьяне, которая поступает в балетную школу, в творчестве Серебряковой появляется тема театра. Однако, несмотря на все достоинства картин этого периода, они не удовлетворяли саму художницу.

Осенью 1924 года Серебрякова получает заказ на большую декоративную роспись в Париже. По окончании работы она планировала вернуться в Россию, но жизнь сложилась иначе, и ей пришлось остаться во Франции. Жизнь за границей не принесла художнице радости и творческого удовлетворения. Все работы, написанные после 1924 года, полны тоски по родине. К тому же все это время она жила на грани нищеты, отправляя практически все деньги своей матери и дочерям.
Однако жизнь в Европе имела и положительные стороны: Серебрякова много путешествовала. Она посетила Бретань, Алжир, Марокко  - и везде ее привлекали образы людей из народа: рыбаков, крестьян.

зинаида серебрякова

Во времена хрущевской оттепели в Советском Союзе возникает интерес к творчеству художницы, проходят выставки ее картин, в Москве, Ленинграде и Киеве. Творчество художницы удостаивается положительных отзывов от публики и критиков, ее сравнивают с Боттичелли и Ренуаром. Многие картины были приобретены российскими музеями. Но самую большую радость принесла ей встреча с родными, которых она не видела около сорока лет. Осенью 1967 года Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась в Париже. Похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

назад к списку новостей »