Автопортрет (За туалетом)

Автор: Серебрякова Зинаида
Арт-стиль Русская живопись XX века
Тематика: Портрет
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Зинаида Серебрякова «Автопортрет (За туалетом)»

Картина была написана художницей зимой 1909 года, в семейном доме в Нескучном. Утром накануне Рождества молодая женщина, ожидавшая приезда мужа, проснулась, подошла к зеркалу и просто улыбнулась своему отражению. В залитой солнцем комнате, счастливая, она непринужденно начала расчесывать волосы. Так родился незатейливый сюжет для самой известной картины З. Серебряковой.

С полотна смотрит сама художница. Женщина молода, полна энергии и задора. Ее стройная фигура грациозна и легка, лицо дышит юношеской свежестью, а черные озорные глаза светятся радостью жизни и счастьем, для которого порой не так-то много и нужно. Именно глаза – большие, наполненные глубокой внутренней жизнью и обаянием – являются доминирующим акцентом картины.

Окружающая женщину обстановка деревенского дома прелестна и кокетлива. Здесь и милые девичью сердцу безделушки – флаконы и коробочки, и спицы, и свечи. Но волею кисти художницы обычные предметы превращаются в нечто фантастическое, переливающееся разноцветными красками в лучах зимнего солнца. Палитра, в которой решена картина – перламутрово-розовые, серебристо-голубые, золотистые тона – придает полотну праздничное настроение и дарит ощущение сказки.

«Автопортрет. За туалетом», вместе с другими тринадцатью работами, был представлен З. Серебряковой на VII выставке Союза русских художников (1910). Полотно было с восторгом встречено как публикой, так и критиками, единодушно назвавшими ее чрезвычайно милой и свежей.

С того дня прошло уже много лет, но картина не утратила своего обаяния, она по-прежнему свежа, гармонична и непосредственна, как и все творчество З. Серебряковой.


Зинаида Серебрякова "За туалетом. Автопортрет" (1909) 
Холст, масло. 75 х 65 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия 

Композиция представлена как отражение в зеркале, что традиционно для жанра автопортрета. Этот прием привносит оттенок интимности и одновременно создает необходимую отстраненность. Художница за утренним туалетом словно смотрит на себя со стороны, как на позирующую модель. Мотив «зазеркалья» не вызывает чувства таинственности. Даже свечи, обычно символизирующие в живописи быстротечность времени, в светлой атмосфере картины будто забывают о своем значении. 

Пространство комнаты наполнено оттенками белого цвета. От огромных блестящих карих глаз, приветливого лица героини исходит тепло. Руки и волосы создают обрамление для лица. Вместо атрибутов живописи – на туалетном столике атрибуты женской красоты. Серебрякова никак не демонстрирует свою принадлежность к собратьям по искусству. Возникает ощущение, что автопортрет написан для близких людей семейного круга.

Другие работы автора: