Главный московский портретист начала XIX века и самый трогательный украинский жанровый лирик, крепостной-академик и художник-кондитер. В то время когда Доминик Энгр путешествует по Италии, а Делакруа дебютирует в Салоне, когда Уильям Тернер преподает курс перспективы студентам Королевской академии и смело снимает желто-коричневую патину «древности» с окружающего мира, а Франсиско Гойя получает внушительное жалованье от королевского двора и покупает второй дом, Василий Тропинин продолжает прислуживать за барским столом, будучи уже признанным и востребованным художником.

Однажды к хозяину Тропинина графу Моркову в дом пожаловал ученый гость откуда-то из Европы. Иностранца провели в мастерскую, где он долго беседовал с Василием Андреевичем, восхищался его картинами и высказывал всяческое уважение к таланту живописца. Когда пришло время обеда, гостя пригласили остаться. В столовой, увидев уже знакомое лицо, иностранец кинулся к Тропинину, предлагая место за столом рядом с собой. Все семейство Морковых в растерянности отводило глаза и ожидало, когда бестолковый приезжий ученый поймет наконец, что разговаривает с лакеем. После этой истории Тропинина освободили от обязанности прислуживать за столом, чтобы избежать подобных недоразумений. Однако от рисования графских гербов на каретах, от покраски заборов и от выпечки пирожных его никто освобождать не собирался — вольную художник получит только в 47 лет...

Василий Тропинин (1780-1857) - живописец, в основном писал портреты и бытовые картины.

Был крепостным графа Миниха, затем графа Моркова.

Последний направил его в Петербург для обучения кондитерскому делу. Одновременно в 1799–1804 годах Тропинин посещал в качестве вольноприходящего портретный класс Щукина в Академии художеств, однако хозяин не позволил ему завершить художественное образование.

В 1823 году Тропинин получил вольную и тогда же был избран «почетным вольным общником» Академии художеств.

Поселился в Москве, где стал известным портретистом. Через год ему присуждают титул академика.

1830-1850 годы – наиболее плодотворный этап в творчестве Тропинина.

Он создал большое количество портретов, в числе которых изображения многих известных людей того времени.

В своих портретах художник стремился к живой непринужденной трактовке человеческого образа и бытовой достоверности деталей.

Он создал особый тип жанрового портрета, в котором замечательная точность характеристики сочетается с некоторой идеализацией модели в духе сентиментализма.

Моделям Тропинина свойствен дух радостного приятия жизни. Художник говорил: «Иные обвиняют меня, что мои портреты почти все улыбаются. Да ведь я не придумываю, не сочиняю этих улыбок – я их пишу с натуры. Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица?».