Григорий Григорьевич Мясоедов (7 [19] апреля 1834, село Паньково Тульской губернии, ныне Новодеревеньковского района Орловской области — 18 [31] декабря 1911, Полтава) — российский живописец, один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок. Основная тема, к которой обращался художник — крестьянский быт.

Принадлежит к древнему дворянскому роду Мясоедовых. Учился в Орловской гимназии, но, не окончив в ней курса, поступил в ученики Академии художеств, где его профессорами были Т. А. Нефф и А. Т. Марков. В 1861 г. получил малую золотую медаль за картину «Поздравление молодых» (в Александровском дворце, в Царском Селе), а в следующем году большую золотую за программу «Бегство Григория Отрепьева из корчмы» (сцена из «Бориса Годунова» Пушкина; в музее Академии художеств).

Будучи отправлен за казённый счёт за границу, Мясоедов работал в Париже, Флоренции, Риме и Испании. Из картин, написанных им за это время, известны «Похоронный праздник у цыган в Испании», «Франческа да-Римини и Паоло да-Полента» (из Данте). По возвращении в Россию получил в 1870 г. звание академика за картину «Заклинания». Один из организаторов и активных деятелей Товарищества передвижных художественных выставок. Деятельно участвовал на всех выставках товарищества и постоянно заботился о его независимости и жизненности.

В конце 1880-х Мясоедов живёт в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. С осени художник уезжал в Крым. Создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству, которым увлёкся ещё живя под Харьковом.

Скончался Г. Г. Мясоедов 18 декабря 1911 года в своей усадьбе Павленки под Полтавой (ныне в черте города, на ул. Мясоедова). Похоронен в саду усадьбы. С 1926 г. здесь размещается Полтавская гравиметрическая обсерватория.

Из национальных картин Мясоедова более замечательны, кроме упомянутого «Бегства Отрепьева», ещё «Чтение положения 19 февраля 1861 г.» (1874 г. и повторена в 1881 г.), «Земство обедает» (1872), «Молебствие в поле во время засухи» (1878), «Страдная пора» (1887 г.; приобретена государем императором Александром III). Эта последняя картина представляет сочетание выразительной фигуры работающего крестьянина с жарким пейзажем.

Мясоедов написал много пейзажей и преимущественно крымских, многие из них характерны и колоритны. Избираемые им сюжеты, как бытовые, так и пейзажные, — разнообразны. Живопись его гармоническая и уверенная. Изредка он пишет и портреты (Н. Н. Бекетова, Е. С. Гордеенко, И. И. Шишкина), но они занимают небольшое место в его деятельности. Мясоедов занимался также и гравированием «крепкой водкой» (офортом).

Кроме того, Мясоедов писал и религиозную живопись (см. Храма Спаса на Сенной). Незадолго до смерти он собирался написать триптих «Святая Русь».

Детство художника:

Григорий Григорьевич Мясоедов родился в с. Паньково Тульской губернии, (сейчас это Новодеревеньковский район Орловской обл.) в семье мелкопоместного дворянина. Отец всячески старался поощрить мальчика, рано заинтересовавшегося живописью. Обучение Мясоедов начал в Орловской гимназии, где брал уроки рисования Волкова.

Образование и первые успехи:

 В 1853 юноша переезжает в Петербург и поступает в Академию Художеств, где его преподавателями были Нефф и Марков.

Так получилось, что годы обучения художника пришлись на время кризиса, постигшего учебное заведение, который в итоге разрешился «бунтом четырнадцати». Однако свидетелем самого бунта Мясоедов не был, так как уже закончил обучение.

В 1861 г., еще будучи студентом, молодой художник создал полотно «Поздравление молодых», за которое удостоился малой золотой медали. А уже в следующем 1862 г. за полотно «Бегство Григория Отрепьева» ему была вручена большая золотая медаль. Стасов отозвался об этих работах как об одних из первых шагов к развитию исторического реализма в русской живописи. В дальнейшем исторический жанр будет присутствовать в творчестве художника постоянно.

Окончание обучения и путешествия художника:

По окончании Академии Художеств Мясоедов в качестве пенсионера отправился за границу. Художник работал во Флоренции, Риме, Париже, Испании. Самыми известными его произведениями, созданными в этот период, являются «Франческа да-Римини», а также «Похороны у испанских цыган».

В 1869 г. Мясоедов возвращается в Россию. Вскоре за полотно «Заклинания» ему было присвоено звание академика. Еще в Европе у художника зародился замысел создания товарищества передвижников, в итоге в конце 1870 г. было организовано первое собрание членов этого сообщества. В ноябре 1871 г. в Петербурге состоялось открытие Первой передвижной художественной выставки, которая затем была показана и в других городах: Киеве, Москве, Харькове. На этой выставке была представлена работа Мясоедова «Дедушка русского флота», созданная в 1871 г. А уже весной 1872 состоялась Вторая выставка, где можно было видеть знаменитую картину художника «Земство обедает».

Не чужда была художнику и пейзажная живопись, его полотна, написанные в этом жанре, отличаются выразительностью мотивов и вместе с тем простотой. Иногда Мясоедов писал и портреты, но портретистом его все же назвать нельзя.

Последние годы Мясоедова:

Последние годы жизни Мясоедов провел под Полтавой в большой усадьбе Павленки с парком, прудом и садом. Здесь он организовал школу рисования и создал декорации для местного театра.