Биография: Каспар Давид Фридрих (1774 — 1840) — немецкий художник, представитель немецкого романтизма. Родился в Грайфсвальде в семье мыловара. В раннем детстве потерял мать, двух сестер и брата, что сильно отразилось на его характере. Первые уроки живописи получил в 1790 году у архитектора и преподавателя рисования Грайфсвальдского университета Кесторпа, а в 1794 году поступил в Датскую Академию изящных искусств в Копенгагене. У него сложились хорошие отношения с норвежским художником Юханом Далем, творческая манера которого сформировалась под влиянием Каспара. После возвращения из Копенгагена в 1798 году, Фридрих Каспар стал свободным художником, работавшим исключительно на «рынок искусства». Он поселился в Дрездене и присоединился к творческой группе, в которую входили художник Филипп Отто, писатели Л. Тик и Новалис. В начальный период художник предпочитал акварель, а затем перешел к маслу. Его ранние работы заслужили одобрение Гете, а одна из картин в 1805 году получила приз от Веймарского художественного общества. В 1824 году он избирается профессором Дрезденской Академии художеств. Поздние работы Фридриха Каспара весьма меланхоличны, некоторые критики считали их пессимистичными, что не нравилось публике. Его популярность, и, как следствие, доходы уменьшались. Последние годы художник жил отшельником, а после инсульта в 1835 году он не мог работать. Каспар Давид Фридрих умер в Дрездене в 1840 году.

Крупнейший пейзажист раннего немецкого романтизма, Фридрих изображал, как правило, поросшие лесом горы Баварии или пустынное побережье Померании с человеческими фигурами, как бы затерянными среди природы. Подчиняя пейзажные мотивы эффектам рассеянного, таинственного мерцающего или феерически вспыхивающего освещения (чаще лунного, чем солнечного), Фридрих воплощал стихийную мощь, грозную и почти мистическую беспредельность мироздания, тонкое созвучие сил природы движениям человеческой души, чувство прорыва в неведомое. Пейзажи Фридриха отличаются строгой выверенностью рисунка, четкостью пространственных планов, богатой игрой светотени (“Пейзаж с радугой”, 1809, Веймар; “Двое, созерцающие луну”, 1819, Картинная галерея, Дрезден). Смутное внутреннее беспокойство порой перерастает в картинах художника в настроение щемящей тоски, в горькое осознание бренности всего земного (“Месса в готической руине”, 1819, Национальная галерея, Берлин; “Гибель «Надежды» во льдах”, 1822, Кунстхалле, Гамбург). Творчество Каспара Давида Фридриха.