Биография: Фердинан Виктор Эжен Делакруа (фр. Ferdinand Victor Eugène Delacroix; 1798—1863) — французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи. 

Фердинан Виктор Эжен Делакруа, основатель направления романтизма во французской живописи.

Бурная эпоха всегда выводит на авансцену общественной жизни особый тип героев, незаурядных личностей, отличающихся смелостью и новизной своих взглядов. Современники и потомки называли Эжена Делакруа «Великим романтиком». Он низверг с пьедестала классические линейные композиции и утвердил главенствующую роль цвета в живописи XIX века. Кисть художника запечатлела эпизоды смертельной схватки республики и монархии, наполненные героическими и трагическими событиями, перевернувшими многие тысячи человеческих судеб, изменившими весь ход мировой истории. Незаурядность личности Эжена Делакруа проявилась с самого момента его рождения. Досужие языки разносили слух о незаконнорожденности сына Шарля Делакруа, чиновника среднего ранга. Отцовство приписывалось другому Шарлю - всесильному Талейрану, министру иностранных дел наполеоновской империи. Но вряд ли следует считать, что это обстоятельство оказало большое влияние на судьбу юноши. Эжен Делакруа, рано оставшийся без родителей, вынужден был самостоятельно заботиться о себе. Годы учебы в мастерской классициста Герена, общение с молодым Жерико, регулярные посещения Лувра помогали формированию собственных творческих взглядов художника. Под влиянием полотен великих колористов прошлого он стал обращать все большее внимание на цветовое решение своих картин, выбирая для них эффектные исторические сюжеты.

Его «Резня на Хиосе», представленная в Салоне в 1824 году, вызвала волну критики приверженцев классического стиля живописи и привлекла значительный интерес публики к автору полотна. Несмотря на чрезмерный натурализм и некоторое отсутствие целостности композиции картина производила сильное впечатление. В последующих работах Делакруа продолжал экспериментировать с цветом, с помощью которого художник все мощнее наполнял свои произведения эмоциональным импульсом. Знаменитая картина «Свобода, ведущая народ» вызвала столь бурные восторги, что правительство приобрело ее и тут же распорядилось удалить полотно от взоров зрителей. Постепенно сформировалась авторская манера Эжена Делакруа. Его полотна, вблизи казавшиеся порой выполненными небрежно, поражали мощью колорита, внутренней динамикой, высоким героическим пафосом и широтой исполнения. Художник считал главным фактором в живописи настроение, создающее совершенно особые эмоции. Новаторское и исключительно эффектное цветовое решение, особенно в сочетаниях зеленого и красного тонов, подчеркивалось контрастными переходами света и тени. Исследовательские работы Эжена Делакруа по цветопередаче и гармонии, по дополнительным цветам и контрастам, имели очень большой резонанс во всей французской живописи.

В дальнейшем до конца своей жизни Делакруа продолжал заниматься живописью, несмотря на обнаружившуюся у него болезнь горла, ставшую причиной последующей смерти. Творческое наследие художника, кавалера ордена Почетного легиона, избиравшегося в городской совет Парижа, весьма обширно. Помимо рисунков и сюжетных картин в него вошли замечательные портреты, а также настенные росписи в Бурбонском и Люксембургском дворцах, в церкви Сен Сюльпис.

Тем не менее, главной заслугой Эжена Делакруа без тени сомнения можно назвать то огромное влияние, которое его творчество оказало на формирование художественных взглядов целого поколения французских мастеров живописи. Его «Алжирские женщины» вдохновляли Мане и Синьяка. А Поль Сезанн откровенно сказал: «Все мы вышли из этого Делакруа».