Биография: А. П. Боголюбов - "моряк-художник", как он сам себя назвал, - был замечательным пейзажистом и не менее замечательным человеком. Всю жизнь он совершенствовал свое мастерство, целеустремленно и вдумчиво работал, не позволяя себе ни на минуту расслабиться. Кроме того, много сил и все свое весьма значительное состояние отдал делу развития русской художественной школы. В среде русских художников пользовался глубочайшим уважением.
Родился Боголюбов в семье ветерана Отечественной войны 1812 г., по матери он - внук А. И. Радищева. В 1841 г. окончил Морской кадетский корпус и служил на флоте, побывал во многих странах. С 1849 г. посещал классы Петербургской Академии Художеств, учился у М. Н. Воробьева и Б. П. Виллевальде. Однако наибольшее влияние оказал па пего И. К. Айвазовский. В 1853 г. Боголюбов выходит из стен АХ с большой золотой медалью и аттестатом 1-й степени на звание классного художника. Одновременно он добивается отставки от службы и назначается художником Главного морского штаба. В 1854-60 гг. ездит по Европе, упорно и много работает с натуры, не упускает случая вновь поучиться у значительных художников. В Риме знакомится с А. А. Ивановым, который хвалит его работы, отмечает живописную одаренность и советует больше внимания обратить на рисунок. Французские художники, в свою очередь, оценили оригинальность Боголюбова, его преданность натуре, нежелание заниматься сочинительством в пейзаже. В мастерской Боголюбова любил бывать К. Коро. Ш.-Ф. Добиньи обменивался с русским художником этюдами.
Возвратившись в 1860 г. в Россию с огромным количеством картин и этюдов (среди которых были "Ярмарка в Амстердаме", ок. 1859; "Рыбный рынок в Схевенингене", 1859, и др.), Боголюбов показал свои работы на выставке в АХ и получил от изумленного академического Совета звание профессора и особую благодарность. Некоторое время он преподавал в АХ. В 1860-х гг. совершил три поездки по Волге. Великая русская река поразила Боголюбова ширью необъятной и красотой мест. Именно тогда из произведений Боголюбова окончательно исчезает романтический налет в духе Айвазовского и остается красота самой действительности, появляется другая нота - эпическая. Он пишет пейзажи с широким охватом пространства, передает определенное освещение, состояние дня ("Ипатьевский монастырь под Костромой", 1861; "Крестный ход в Ярославле", 1863; этюд "Астрахань. Адмиралтейство" и др.). По заказу Главного морского штаба Боголюбов в 1850-70-х гг. выполняет серии картин, посвященных морским баталиям Крымской и русско-турецкой войн, а также историческим битвам XVIII в. ("Синопское сражение 18 ноября 1757 года", 1857-59; "Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной горке", 1866; "Бой у озера Эзель 24 мая 1719 года", 1866-72; "Взрыв турецкого монитора", 1877, и др.). Условия заказа диктовали точность в изображении всех деталей корабельной оснастки и передаче исторических подробностей. Отсюда - известная сухость этих произведений.
Антверпен
Боголюбов Алексей Петрович
Лидо. Венеция.
Боголюбов Алексей Петрович
Рыбаки
Боголюбов Алексей Петрович
Посление моменты гибели императорской яхты „Ливадия“
Боголюбов Алексей Петрович
Голицинская больница в Москве
Боголюбов Алексей Петрович
Гибель фрегата Александр Невский (Дневной вариант)
Боголюбов Алексей Петрович
Гибель фрегата Александр Невский (Вид ночью)
Боголюбов Алексей Петрович
Гангутский бой. Второй момент.
Боголюбов Алексей Петрович
Гавр
Боголюбов Алексей Петрович
Гавань на Сене
Боголюбов Алексей Петрович
Выход из реки Тахо фрегата Илья Муромец на буксире пароход-фрегата Камчатка
Боголюбов Алексей Петрович
Вход рыбачьего судна в бурю в гавань СенВалери в Ко (Франция)
Боголюбов Алексей Петрович