Стили

Барокко

Барокко — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму. Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо. Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко, Ван Дейк (1599—1641). С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675).

Барокко в живописи, равно как и в других направлениях искусства, характерна вычурность и пышность образов и форм, динамичность сюжета и тонкое переплетение реальности и выдумки. Произведения художников, работающих в эту эпоху, были основаны на собственных чувствах, переживаниях и внутренних противоречиях, а основными сюжетами были религиозные и мифологические мотивы. Картины художников эпохи барокко отличаются декоративностью и эмоциональностью, ведь все изображенное выглядит преувеличенным, драматичным и часто пафосным. Типичным сюжетом стиля барокко являются святые в окружении ангелов. Популярным в ту пору было написание портретов, которые затем использовались для декорации интерьеров – это должно было указать на статус человека в обществе. Популярны были также и портреты властителей, которые были изображены рядом с древними богами; элегантные натюрморты, на которых изображены дары природы и т.д. Картины барокко отличаются особой лучезарностью, однако были и художники, произведения которых были написаны с большой реалистичностью и выполнены в мрачных тонах, к примеру – Караваджо и его последователи.