Зал Граффард

Автор: Беро Жан
Арт-стиль Французская живопись
Тематика: Быт и жизнь людей
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Жан Беро «Зал Граффард» (1884) 

Холст, масло. 89 х 117 см 

Частное собрание 

Большой и высокий зал с балконами по периметру, с обилием люстр. Художник приводит зрителей на собрание социалистов-коммунистов, об этом говорит красный фон — скатерть на столе президиума. (Красный цвет стал символом во время французской революции 1848 года и закрепился за социалистами и коммунистами в 1871 году, во время Парижской коммуны.) Зал забит до отказа, дым коромыслом. (Как сказал Анатоль Франс, здесь заодно с трубками и коптящими лампами дымятся мозги.) На балконах люди стоят, внизу еще есть места в партере. 

Публика в восторге от оратора, который и говорит с жаром, и жестикулирует так, что вот-вот его рука улетит куда-нибудь в зал. О чем он говорит? Скорее всего, о том, что в жизни нет справедливости, что нет свободы, равенства, братства, что это никто не принесет на блюдечке с голубой каемочкой, что надо это добывать своими руками (надо понимать, не его руками, а руками слушателей). 

Оратор произносит речь. Значит, будет принята резолюция. Конечно, это не значит, что слушатели после этого идеологического заряда потекут мощными потоками менять окружающий мир, но в головах уже зреют мысли о несовершенстве существующих порядков, что попраны все идеалы революции: «Свобода», «Равенство», «Братство». Публика неистовствует! Она готова хоть сейчас идти чего-то добиваться! Она поддерживает оратора криками, жестами. На лицах слушателей, похоже, не осталось ничего человеческого, только злость на всё и на всех. 

Президиум производит странное, если не сказать — комическое, впечатление. Малыш с гигантской лысиной и такой же гигантской бородой, рядом с ним совершенно заросший персонаж. Кто они — эти люди, кого они представляют? Рабочих — совершенно непохоже. Интеллигентов — как-то не вяжется их облик с образом интеллигентного человека. Может быть, это анархисты, которые затесались в ряды коммунистов и социалистов? 

Репортеры на переднем плане стараются запечатлеть все перлы, которые несутся с трибуны. Они улыбаются, предвкушая сенсацию! Это не только удовольствие — слушать фантазии улучшателей мира, это — обязанность донести до своих читателей идеи преобразователей общества, показать им утопичность (или, наоборот, полезность?) общественного устройства, о котором говорит оратор, допустимость или невозможность применения насилия для достижения счастья трудового народа. Картина воспринимается как карикатура. Зал Граффард внимает оратору… 

Автор: Борис Рохленко 

Источник: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/77657/ 

© Shkolazhizni.ru

Другие работы автора: