Вампир

Автор: Мунк Эдвард
Арт-стиль Экспрессионизм
Тематика: Культуры мира
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Эдвард Мунк - Вампир (норв. Vampyr)

Год создания: 1984 год

Холст, масло.

Стиль: Экспрессионизм

Период: Европейский период

Жанр: мифологическая живопись

Оригинальный размер: 91х109

Музей Мунка (The Munch Museum), Осло

Цена - $38,163 млн, год продажи - 2008 (Сотбис)


Описание картины: Вечный страх художника перед женщинами наивысшее свое выражение получил в этой картине. Ярко рыжие волосы - явный намек на кровь - стекает на несчастную жертву. Хищно впилась героиня в шею своей безвольной жертвы. Густой атмосферой ужаса наполнена работа. Краски подобраны со вкусом к собственным страхам и комплексам. Правда, первое впечатление недолговечно. Зритель постепенно меняет свое отношение к сюжету. При внимательном рассмотрении картины мы можем видеть лишь крепкие объятия влюбленной пары. Страх и ужас сменяются страстью, а тяжелая и гнетущая атмосфера чудесным образом меняет свою окраску.

Подобная двойственность характерна для нескольких работ мастера. Вечная борьба противоположностей всегда привлекала художника, который таким образом пытался разобраться с собственными страхами и тайными желаниями.

Известно, что эту работу художник долго "режиссировал", для позирования он пригласил своего друга, а натурщицу вызвал профессиональную. Ракурс картины был найден быстро. Очевидно, на полотне перед нами предстает один из кошмарных снов художника.

Сюжет работы так был важен для автора, что работа была выполнена в нескольких копиях одна из которых была не так давно похищена из галереи, правда, достаточно скоро работа вернулась в музей.

На картине изображена рыжеволосая женщина, обнимающая подавленного на вид мужчину, спрятавшего лицо на её груди. Губами женщина приникла к его шее. Такая композиция допускает двойственную трактовку: утешает ли женщина своего возлюбленного или, наоборот, питается его силами, подобно вампиру? Исследователи видят в этой работе яркое выражение комплекса Мадонны и блудницы, отразившегося на многих произведениях художника (подобной двойственностью отличается, например, его знаменитая «Мадонна»), и его страха перед женским началом. В своих воспоминаниях о Мунке Рольф Стенерсен приводит слова, брошенные художником об одном недавно женившемся знакомом: «Он стал словно каша. Его следовало бы вырвать из её рук. Он прилип к её груди — она ужасна. А у него пустые глаза и серое лицо» — цитата, практически дословно описывающая картину. Другая цитата (из дневников художника), сопровождающая «Вампира» на сайте Музея Мунка, также соответствует описанию картины, но окрашена уже совершенно иначе: «Он опустил голову на её грудь — он чувствовал, как кровь текла по её жилам — вслушивался в стук её сердца — он почувствовал прикосновение горячих губ на своей шее — по его телу прошла дрожь — трепет желания — и он прижал её поближе к себе». Моделью для мужчины на картине послужил шведский писатель Адольф Пауль[en], а для женщины — специально нанятая натурщица. По воспоминаниям Пауля, замысел картины появился у Мунка спонтанно: однажды писатель зашёл в гости к художнику, когда тот «рисовал… модель… с огненно-рыжими волосами, стекавшими по её плечам, словно кровь. „Встань перед ней на колени, — велел он мне, — опусти на её колени голову“. Она склонилась надо мной и прижалась губами к моей шее, окутав меня своими волосами. Мунк начал рисовать, и очень скоро он написал своего „Вампира“». Впервые картина была представлена публике осенью 1893 года под названием «Любовь и боль»; в «Вампира» её переименовал, как предполагается, Станислав Пшибышевский.

Как и многие другие картины Мунка, «Вампир» существует в нескольких вариантах, включая графические. Художник создал также литографию по мотивам этого произведения. В феврале 1988 года одна из копий «Вампира» была похищена из Музея Мунка. Картина была вновь обретена осенью того же года. В 2008 четвёртый, наиболее поздний живописный вариант «Вампира» был выставлен на продажу на аукционе Сотбис. Картина ушла с молотка за 38.2 млн долларов, став самым дорогим на тот момент полотном Мунка.


Описание картины Эдварда Мунка «Вампир»

В 1893 году норвежский художник - Эдвард Мунк написал картину «Вампир» Этот холст размером 91х109 см. Многие критики и ценители уверены, что картина более выразительна и более эмоциональна, чем знаменитый «Крик». Ведь представленное на полотне очень сложно описать словами, картину необходимо прочувствовать, рассмотреть, даже проникнуться ней и, что важно, понимать отношение автора к женщинам и любви в целом. «Вампир» показывает не акт любви, не поцелуй, здесь нет ничего привычного нам, нет здесь и явного насилия. Есть только ощущение чего-то невероятно горестного, отчаянного. Многие уверены, что автор выразил здесь свой страх перед женщинами, а также ненависть к такому светлому, казалось бы, чувству, как любовь.

Толчком к рождению полотна послужила ситуация, когда Мунк, придя в гости к своему другу, застал его в объятиях полуобнаженной женщины. Молодой человек стоял на коленях и положил голову на колени рыжеволосой красавицы. Мунка особенно заворожили волосы девушки, окутавшие пару. Они были столь насыщенного цвета, что казались кровавым пятном.

Спустя час плотно «Вампир» было готово. Однако, в отличие от увиденного, там был представлен не любовный акт, а отразилось все отношение художника к светлому чувству — неприятие, страх, непонимание и даже ужас. Критики и историки считают, что Мунк ненавидел это чувство.

Все Грани картины открываются постепенно: на первый взгляд мы видим лишь крепкие объятия мужчины и женщины, но спустя несколько минут страсть сменяется ужасом, рыжие волосы героини все больше напоминают кровь, а мужчина видится не как участник любовной игры, а как безвольная жертва, в чью шею впилась искусительница. Что интересно, картину можно прочитать и в обратном направлении: от ужаса до любви и нежных объятий. 


Моделью для мужчины на картине послужил шведский писатель Адольф Пауль, а для женщины — специально нанятая натурщица. По воспоминаниям Пауля, замысел картины появился у Мунка спонтанно: однажды писатель зашёл в гости к художнику, когда тот «рисовал… модель… с огненно-рыжими волосами, стекавшими по её плечам, словно кровь. "Встань перед ней на колени, — велел он мне, — опусти на её колени голову". Она склонилась надо мной и прижалась губами к моей шее, окутав меня своими волосами. Мунк начал рисовать, и очень скоро он написал своего "Вампира"». Впервые картина была представлена публике осенью 1893 года под названием «Любовь и боль»; в «Вампира» её переименовал, как предполагается, писатель Станислав Пшибышевский.


Эдвард Мунк.

"Вампир", 1893.

На картине изображена рыжеволосая женщина, обнимающая подавленного на вид мужчину, спрятавшего лицо на её груди. Губами женщина приникла к его шее. Такая композиция допускает двойственную трактовку: утешает ли женщина своего возлюбленного или, наоборот, питается его силами, подобно вампиру? Исследователи видят в этой работе яркое выражение комплекса Мадонны и блудницы, отразившегося на многих произведениях художника (подобной двойственностью отличается, например, его знаменитая "Мадонна"), и его страха перед женским началом. В своих воспоминаниях о Мунке Рольф Стенерсен приводит слова, брошенные художником об одном недавно женившемся знакомом: "Он стал словно каша. Его следовало бы вырвать из её рук. Он прилип к её груди — она ужасна. А у него пустые глаза и серое лицо" — цитата, практически дословно описывающая картину.


Эдвард Мунк
Вампир, 1893.
Моделью для мужчины на картине послужил шведский писатель Адольф Пауль, а для женщины — специально нанятая натурщица. По воспоминаниям Пауля, замысел картины появился у Мунка спонтанно: однажды писатель зашёл в гости к художнику, когда тот «рисовал… модель… с огненно-рыжими волосами, стекавшими по её плечам, словно кровь. "Встань перед ней на колени, — велел он мне, — опусти на её колени голову". Она склонилась надо мной и прижалась губами к моей шее, окутав меня своими волосами. Мунк начал рисовать, и очень скоро он написал своего "Вампира"». Впервые картина была представлена публике осенью 1893 года под названием «Любовь и боль»; в «Вампира» её переименовал, как предполагается, писатель Станислав Пшибышевский.

Другие работы автора: