Увенчание терновым венцом

Автор: Босх Иероним
Арт-стиль Возрождение
Тематика: Религия
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Увенчание терновым венцом

Годы создания: 1508-1509гг.

Оригинальный размер: 73.5 х 59.1

Национальная галерея, Лондон, Англия 


Описание: Четыре мучителя окружают Христа. Лица выражают их чувства, характеры. Здесь не только гротеск, но и символы. Мучители Христа часто сравнивались с дикими животными и на одном из них — ошейник. Полумесяц (фигура слева, внизу) отмечает противника христианства. Поясные фигуры, создают впечатление тесноты. Кажется, мы чувствуем как тесно сдавлен Христос, как толкают и рвут на нём одежду. А ОН спокойно сотрит на нас, как будто говорит что-то глазами . Какой контраст со звериными лицами! На картине Иеронима Босха «Увенчание терновым венцом» Иисус, окруженный четырьмя мучителями, предстает перед зрителем с видом торжественного смирения. Два воина перед казнью коронуют его голову терновым венцом. Их взгляды полны хладнокровной ответственности и вместе с тем то ли истинного, то ли ложного сочувствия. Один даже ободряет Христа, положив руку на его плечо. Он, как Иуда, даже готов поцеловать свою жертву. Но палка, которую воин держит левой рукой, очень скоро ему понадобится, чтобы глубже надвинуть колючий терновник на чело Спасителя. Ошейник с острыми шипами, надетый на шею воина справа, загадка для исследователей. Такие ошейники надевали на собак, чтобы защитить от нападения волков. Известно также, что во времена Босха один господин, приговоренный к изгнанию по подозрению в соучастии в убийстве, разгуливал по улицам в золотом ошейнике с шипами, чтобы «защититься от жителей Гента». Ошейник здесь - несомненно, символ, который Босх несомненно хотел донести до зрителя. Ниже два фарисея готовят Христа к предстоящему бичеванию: один хватает его за одежды, другой в насмешку дружески пожимает ему руку. На капюшоне фарисея с бородкой можно разглядеть три знака - звезду, полумесяц и что-то, напоминающее букву «А». Видимо, они должны были указывать на его принадлежность к иудеям. Число «четыре» - число изображенных мучителей Христа - среди символических чисел выделяется особым богатством ассоциаций, оно связано с крестом и квадратом. Четыре части света; четыре времени года; четыре реки в Раю; четыре евангелиста; четыре великих пророка - Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил; четыре темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. Многие исследователи считают, что четыре злобных лица мучителей Христа - это носители четырех темпераментов, то есть все разновидности людей. Два лица наверху считаются воплощением флегматического и меланхолического темперамента, внизу - сангвинического и холерического. Бесстрастный Христос помещен в центр композиции, однако главный здесь не он, а торжествующее Зло, принявшее образы мучителей. Зло представляется Босху естественным звеном в некоем предусмотренном порядке вещей. Если в алтарных триптихах он рассматривает корни зла, уходящие в прошлое человечества, в грех прародителей, то в сцене Страстей он стремится проникнуть в суть человеческой природы: равнодушной, жестокой, жаждущей кровавых зрелищ, лицемерной и корыстной. До Босха искусство никогда не поднималось до такой конкретности передачи сложнейших нюансов человеческой души, но и не опускалось так глубоко в ее темные глубины. 


«Увенчание (коронование) терновым венцом» (нидерл. De doornenkroning van Christus) — картина нидерландского художника Иеронима Босха, в основе которой лежит библейский сюжет, к которому Босх обращался как минимум дважды. Вторая работа Босха с таким же названием хранится в монастыре Сан Лоренсо в Эскориале.

Сюжет картины — один из эпизодов Страстей, крестного пути Христа. Молитвенно-философский характер трактовки канонического, типового сюжета позволяет видеть в ней визуальный парафраз на тему Imitatio Christi, «подражаний Христу».

На примере этой картины Босха видно, что в его позднем периоде творчества исчезают элементы готической стилизации, присутствовавшие в его ранней и даже зрелой манере: фигуры теряют удлинённость пропорций и S-образный изгиб, силуэты становятся угловатыми, конкретными и индивидуализированными, лишаясь позднеготической плавности и декоративности ритма. Босх обращается к композициям с небольшим числом персонажей, представленных в виде поясных фигур, что открывало перед ним возможность сосредоточиться на психологической характеристике действующих лиц. В полуфигурах тюремщиков отражены все градации сопричастности злу, апогей его проявления — сатанинская усмешка старика с козлиной бородкой. По сравнению с более ранним «Несением креста» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера.

Некоторые детали одежды палача (правый верхний угол) с трудом подаются дешифровке: например, дубовые листья на шляпе и широкий ошейник с шипами — вроде тех, что надевали в те времена на пастушьих собак. Видимо, это должно было служить указанием на звериную суть персонажа, который выглядит совсем не злым, дружески положив руку на плечо Спасителя.

Физиономии окруживших Христа тюремщиков, возможно, воплощают четыре основных человеческих темперамента: так, персонажи у верхнего края изображения — это флегматик и меланхолик, те, что представлены внизу, — сангвиник и холерик. Но как бы то ни было, очевидно их резкое отличие от просветлённого лика Христа, полного смиренного приятия боли.

Другие работы автора: