У колыбели

Автор: Моризо Берта
Арт-стиль Импрессионизм
Тематика: Портрет
Тэги: Ребенок, Колыбель, Мама с ребенком, Мать
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Берта Моризо - У колыбели (Колыбель) - Le Berceau. 

Год создания: 1872 г.

Масло, холст.

Оригинальный размер: 46 x 56 см.


Перед этой нежностью и утонченностью ловишь себя на мысли, что надо говорить шепотом. Речь идет о картине первой женщины-импрессиониста в истории искусства, о Берте Моризо. И это самое знаменитое ее полотно. В 1874 году Эдуард Дега, покоренный работой этой художницы, приглашает ее участвовать в первой выставке импрессионистов. «Мы считаем, что имя и талант мадмуазель Берты Моризо слишком близки нам, чтобы обойтись без нее», — объясняет он. Берта Моризо соглашается. В эпоху, когда Школа изящных искусств открыта лишь для мужского пола, она является единственной женщиной группы. С тех пор она связала свою судьбу с Моне, Дега, Ренуаром и прочими импрессионистами и становится одной из главных фигур этого нарождающегося течения.

1. Посмотрите на этот женский профиль. Это — Эдма Моризо, сестра художницы, которая тоже много рисовала. Она склонилась здесь над спящей Бланш, своей второй дочерью. У Моризо рисование — семейное дело. Две сестры создают ансамбль. Их учитель Жозеф Гишар водит их в Лувр, чтобы копировать творения Тициана, Веронезе или Рубенса. Но, с 1860 года Берте хочется заняться чем-то новым: рисовать на природе. Сестры приходят в студию Камилла Коро, весьма почитаемого пейзажиста. Одинаково талантливые, они вместе впервые выставляются в официальном Салоне в 1864 году, а потом ежегодно участвуют в выставках. Эта тесная связь заканчивается в 1869 году, когда Эдма бросает карьеру художницы, чтобы последовать за мужем, морским офицером, в Лориан. Это не мешает Берте Моризо продолжать писать свою дорогую сестричку, когда в одиночестве («Чтение, 1874 г.), когда вместе с ее двумя маленькими дочерьми, Жанной и Бланш («Сирень», 1874 г., Морекур). Портреты других членов семьи последуют за ней: ее кузины, но, главным образом, ее дочь Жюли, родившаяся в 1878 году, и ее муж, Эжен Мане, брат Эдуарда.

2. Посмотрите на этот жест матери, тянущей занавесь колыбели, чтобы укрыть дочь от посторонних взглядов. Одна эта маленькая деталь показывает чувство материнской нежности, струящейся из полотна. Это первая сцен а материнства у Берты Моризо. Эта тема станет одной из любимых. Восхититесь молодой женщиной: поза внимания, ниспадение платья и кружев, маленькие пряди волос, ласкающие ее лицо, тонкие пальцы — все атрибуты женственности налицо. Столько деталей, которые заставили критиков с оттенком снисходительности квалифицировать искусство Берты Моризо «феминистским». В 1896 году критик Камилл Моклер пошел дальше и назвал импрессионизм «исключительно женским искусством», как по выбору тем — сцены повседневной жизни, портреты женщин с детьми, интерьеры, сады с цветами, — так и по вкусу к небольшому формату.

3. Восхититесь прозрачностью занавеси. Получить эту легкую, как перо, материю с помощью масляной живописи — настоящее чудо. «Боюсь, она хотела заставить масло делать то, что делает исключительно вода», — удивляется ее прежний учитель Жозеф Гишар. Эта легкая передача характерна для акварели и является фабричной маркой Берты. Чтобы обеспечить этот световой эффект, она усеивает полотно тонкими белыми мазками. Белый цвет Эмиль Золя называет «жемчужным». Эта прозрачная палитра стоит ей сравнения с художниками Ватто и Фрагонаром. Но сквозь этот вибрирующий свет она вписывается в самый чистый импрессионизм. Она без устали разрабатывает свой стиль рядом со свояком Эдуардом Мане и своими друзьями, Ренуаром и Моне.

4. Обратите внимание на домашний интерьер. Это повторяющиеся рамки ее творчества. Все портреты сценически поставлены. Чаще всего действие происходит в интерьере, в успокоительной семейной среде. В ее картинах места, которые она посещает и любит: дом, где провела детство, на улице Франклина в Париже (16 округ), потом собственный дом на улице Вилльжюст в том же округе или своя резиденция в Буживале. Не стоит забывать и Ниццу, где она периодически отдыхала. А когда, на манер импрессионистов, выходила на природу, это был ее сад или соседний Булонский лес. Для нее жизнь и искусство нераздельны. «Мне всегда было трудно оторваться от близких мест, людей и даже животных. А самое милое в этом то, что все считают меня бесчувственной», — признается она в 1890 году. Ее любимые темы — сцены семейного счастья, портреты женщин и детей, привычные пейзажи. Интимное творчество, решительно развернутое в сторону частной жизни. Быть может, именно это отличает ее от других импрессионистов.

5. Поглядите на согнутую левую руку мамы. Она как бы эхо согнутой руки ребенка, так же, как белая драпировка шторы соответствует занавеси колыбели. Полотно Моризо — целая сеть соответствий с линиями и цветом, которые как бы звучат в унисон. Для художницы живопись также и территория постоянного эксперимента с цветом, прозрачностью, линиями. Ей удалось перебросить мостик между точностью рисунка Ренуара и расплывчатостью рисунка Моне. Она зашла в поисках так далеко, что ее последние виды Булонского леса, вышедшие из фотографии и японского искусства, находятся на грани абстракции. Этим направлением пойдет Моне через двадцать лет. Но, несмотря на свой модернизм, Берта никогда не устраивала скандалов, как ее друзья. Так в 1880 году, после пятой выставки импрессионистов, Шарль Эфрусси написал в «Газете изящных искусств»: «Мадам Берта Моризо — истая француженка по своей изысканности, элегантности, веселости, беззаботности; она любит увеселяющую и подвижную живопись; она дробит в своей палитре лепестки цветов, чтобы потом выложить их на картине душевными мазками, брошенными наугад, которые сочетаются, комбинируются и, в конечном итоге, производят нечто тонкое, живое и очаровательное».

«То, что в группе импрессионистов была женщина, становится сегодня символом и открывает, что в среде художников происходила революция, и она была не только живописной». Жан-Доминик Рей, художественный критик

© «Студенческий меридиан»


Французское общество второй половины XIX века оказалось самым изображаемым за всю историю живописи. Кажется, что в каждом уголке Парижа – начиная от оперного театра и заканчивая спальнями француженок – ежедневно сидел художник и вел летопись жизни своих современников. И без Берты Моризо эта летопись была бы неполной. 

Балерины, проститутки, прачки, рабочие, завсегдатаи баров и танцевальных площадок, купальщики, торговцы занимали мысли и полотна ее друзей художников-мужчин. Они уезжали в другие страны и покоряли стихии, чтобы отыскать новые образы. Они уходили на войну и заводили бурные романы, чтобы найти вдохновение. А Берте Моризо было достаточно наблюдать, чем живут ее родные и друзья. И чем ближе и роднее человек, тем глубже можно проникнуть в его сущность и тем больше вдохновенных мимолетностей он может подарить для новой картины. Писать для Берты Моризо – часть ежедневной жизни, как дышать или спать.

Герои самой известной картины художницы «У колыбели»- ее сестра Эдма и новорожденная дочь Эдмы Бланш. С сестрой у Берты на всю жизнь осталась особая связь – они долгие годы работали в одной мастерской, дышали одним воздухом и вдохновлялись одними и теми же сюжетами. А еще мечтали посвятить всю свою жизнь живописи. Для Эдмы мечты остались мечтами – она вышла замуж и перестала писать, но сцены из ее семейной жизни стали самыми нежными, светлыми и щемящими в творчестве ее сестры Берты.

Полотно «У колыбели» было представлено публике на первой выставке импрессионистов, которая состоялась в 1974 году и стала вызовом академическому Салону. И Берта Моризо была единственной женщиной из 30 художников, отважившихся бросить этот вызов. Благодаря традиционному сюжету и взрывоопасным соседям это полотно осталось практически незамеченным критиками и до 1930 года находилось в собственности семьи Эдмы Понтийон. Вместе с другими картинами наследники передали это полотно в дар Лувру, откуда оно перекочевало в Музей д`Орсэ.

Другие работы автора: