АМСТЕРДАМ
МАЙ 1877 – ИЮЛЬ 1878
Вся семья приняла участие в новом начинании Винсента: родители оказывали материальную помощь, дядя Ян (Ян ван Гог, директор амстердамской морской верфи) предоставил жилище, дядя Стриккер (муж старшей сестры матери Винсента, священник) ваял на себя наблюдение за занятиями. Подготовительные занятия должны были продолжаться два года. Но Винсент выдержал только один год. Жажда практической деятельности и разочарование в университетской теологии заставили его бросить учебу.
«Трава и бабочки»
1888 г.
Ван Гог
В творчестве Ван Гога неоднократно встречались работы, где все внимание уделено одной небольшой детали, без проработки и определенной композиции. Такие сюжеты могли казаться незначительными с точки зрения классического искусства, но, пройдя через фильтр неординарного восприятия художника, они наполнялись смыслом и становились средством выражения сильнейших чувств и эмоций.
Примером может служить эта работа, где в поле зрения художника попадает несколько пучков садовой травы и летающие над ними бабочки. Два ровных ряда высаженных цветов и травы привлекают внимание в первую очередь. Они выписаны длинными мазками, динамика которых как будто вторит легким быстрым движениям бабочек. Бабочки почти теряются на фоне земли и зелени, и их незаметность только усиливает впечатление легкой беспечности, которым проникнута эта картина.
Художник любуется чистыми оттенками живой природы, он утрирует их, превращая картину в «танец» разноцветных мазков чистейшей краски. Рисуя траву и землю, Ван Гог уходит от их основного цвета, но максимально усиливает нюансы. Оттенками ультрамарина он передает воздушность пейзажа. Несмотря на холодность основной цветовой гаммы, художнику очень хорошо удалось передать яркий солнечный свет, которым залит маленький, но очаровательный участок земли.