Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого

Автор: Неврев Николай Васильевич
Арт-стиль Русская живопись XIX века
Тематика: Быт и жизнь людей
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Николай Неврев "Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого" (1866)
Холст, масло. 48 x 61 см 
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Эта картина получила большой общественный резонанс и была отмечена первой премией Московского общества любителей художеств. Хотя создавалась она спустя пять лет после отмены крепостного права, Неврев решил вернуться в недавнее прошлое и изобразил торговлю крепостными. После этой картины имя Неврева стало упоминаться рядом с именем Перова. 

В. В. Стасов так отзывался о «Торге»: «Посмотришь единую секунду на эту картину, и русская история теснится в душу; долгие столетия и бесчисленные поколения замученные, не отомщенные и изруганные проносятся перед воображением...» Картина построена на характерных для Неврева психологических контрастах, сообщающих сюжету остроту и драматическую напряженность. Для описания происходящего вновь дадим слово Стасову: «На первый взгляд, что может быть невиннее и проще, сидят два помещика за столом в кабинете. 

Хозяин в халате потягивает свою коротенькую трубочку, а правой рукой делает жест: “Не хочешь — не бери! Мне-то что? Вишь, какую цену дает, да разве можно?” Его приятель с милой веселой улыбкой загнул голову на сторону, жестикулирует и пробует уломать подешевле своего упрямого друга. Они торгуются. Но о чем они торгуются среди комфортабельной своей обстановки — книг, рисунков, картин?.. “Товар” налицо: это крестьянка — красивая, статная, видная, которую пригнали в кабинет к господам. Продаваемый “товар” — явно мать семейства. Она должна молчать, она и молчит. Она опустила глаза, но какое достоинство, какое простое благородство разлито в ее фигуре, в ее прекрасном русском крестьянском лице». 

Детали интерьера опосредованно характеризуют персонажей. Гравированный портрет известного деятеля Великой Французской революции Мирабо на стене рекомендует помещика-хозяина как показного либерала. Дворня, столпившаяся в дверях, — своеобразный фон для происходящего: каждый из этих людей может оказаться на месте молодой крестьянки. Женщины и пожилой мужчина смотрят жалеючи. Крестьянка, стоящая у стола с покорно сложенными на груди руками, похожа на дивных венециановских женщин. Ее сарафан и платок — колористический (и одновременно смысловой) центр картины, решенной в теплых светло-желтых и коричневых тонах.

Другие работы автора: