Собор в Солсбери

Автор: Констебл Джон
Арт-стиль Романтизм
Тематика: Пейзаж
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Собор в Солсбери (Вид на собор в Солсбери из епископского сада, Salisbury Cathedral from the Bishop's Grounds) - Джон Констебл. 

Год создания: 1823.

Масло, холст (Oil on canvas).

Оригинальный размер: 87,9х111,8

Музей Виктории и Альберта, Лондон (Victoria and Albert Museum, London)


Описание: «Вид на собор в Солсбери из епископского сада» (англ. Salisbury Cathedral from the Bishop's Grounds) — картина английского художника Джона Констебла. В начале 1820-х гг. по заказу своего друга архидиакона Джона Фишера Констебл написал несколько набросков, этюдов и картин с видом на знаменитый средневековый Солсберийский собор. Наверное, самая известная их этих работ — вид на собор из епископского сада, где пластика живой арки, образуемой тенистыми деревьями на переднем плане эффектно сочетается с изысканностью готического здания вдали. Такое разделение полотна на два плана — тёмный передний и светлый задний — создаёт эффект «картины в картине». Как и на картинах немецких романтиков, собор здесь служит не просто изображаемым объектом, а символом национальной истории и гармонии вселенского порядка.

   Констебл, первый из великих английских пейзажистов XIX в., — певец неба и облаков, английских равнин с наполненными воздухом и тишиной зелеными пастбищами, одушевленной жизненной энергией природы. Идея правдивого, максимально приближенного к оригиналу пейзажа настойчиво возвращала художника одним и тем же ландшафтам или архитектурным памятникам (это предвосхитило подобное отношение к натуре Моне и Сезанна). Джон Констебл считал, что настоящий мастер пейзажа должен быть смиренным учеником природы. Противник академической живописи, он постигал световые и цветовые законы ее изображения и задолго до импрессионистов стремился выразить «первое впечатление» от увиденного пейзажа. Констебл не интересовался другими краями, не ездил в заграничные поездки, он рисовал свою «старую, зеленую Англию».

   Собор в Солсбери изображен в просвете между деревьями, осенняя листва которых написана легкими, почти прозрачными мазками. Коровы, пьющие из озерца на переднем плане, вносят в картину пасторальный оттенок. Слева мастер поместил прогуливающуюся пару - епископа Солсбери Фишера с женой, которые, стоя под сенью деревьев, рассматривают собор. Здание на фоне неба с летящими облаками выглядит особенно легким, наполненным солнцем и воздухом, а его вид в обрамлении деревьев еще больше притягивает взгляд. В 1820-1830 гг. Констебл часто бывал в соборе Солсбери, делая эскиз за эскизом памятника XIII в., выбирая разные ракурсы и погодные условия. В 1822 г. епископ Фишер заказал художнику картину, но принял работу не слишком благосклонно из-за грозового неба. Констебл написал новую версию, и представленное здесь полотно является эскизом к ней. Колеблющийся серебристый свет, рассеянный в небе, ложится отблесками на окружающий пейзаж. Солнечные лучи освещают собор, создавая чудесную гармонию, в которой природа и рукотворное произведение человека кажутся единым целым.

   Люди, изображенные на полотне слева, - епископ Джон Фишер с женой. Супруги помещены на том же месте, что и на полотне, не понравившемся Фишеру. В этой работе художник ненавязчиво сопоставляет природу и архитектуру, словно говоря: творение рук человеческих должно быть уравновешенным и выверенным во всех своих частях, только тогда оно будет эстетически привлекательным, а дерево, даже растрепанное, с сухими и обломанными ветками - все равно красиво.

Летом 1820 г. Констебл вместе с семьей гостил у своего друга архидиакона Джона Фишера в Солсбери, где, наряду со многими набросками и этюдами видов Солсбери, художником были исполнены несколько картин с изображением знаменитого готического собора. В последующие несколько лет Констебл неоднократно возвращался к этому мотиву, изображая собор с разных ракурсов. Удивительная вариативность этих произведений красноречиво свидетельствует о таланте мастера, о его умении улавливать ускользающую красоту момента, нюансы настроения. Как и при написании других пейзажей (с заливом Веймут, рекой Стур или Дедхемской долиной), Констебла занимает изображение одного и того же объекта в разную погоду и при разном освещении. Многократное повторение вида собора в Солсбери, как и создание вариаций на другие темы, свидетельствует о желании художника запечатлеть нечто мимолетное, зафиксировать изменчивость окружающего мира.

Картина четко делится на два плана – темный передний и светлый задний, на котором изображен ослепительно белый собор. Избранный в картине ракурс примечателен тем, что деревья создают дополнительное обрамление собора и, подобно «Автопортрету» Хогарта, возникает семантическая игра «картины в картине». Фигуры мужчины, указывающего на собор тростью, и его спутницы изображают епископа и его жену. Впечатление сельской идиллии подчеркивается фигурками коров, мирно жующих травку на лугу или пьющих воду из маленького прудика.


Описание картины Джона Констебла «Собор в Солсбери»

Джон Констебл – великий художник, рассказавший в своем творчестве красоту английских пейзажей. Ландшафты, безумно красивые, свежие, настоящие, воздух и вода, небо, земля – все в его работах пропитано любовью к родной земле.

Академическое искусство – это не про Констебла. Он творил и стремился сделать свои картины, как можно более настоящими, реалистичными.

В «Соборе в Солсбери» максимально явно проявляется его творческая манера. Произведение было создано в 1825 году. Вечный зеленый мир и красоту природы, величие собора, созданного человеком – все это неповторимо, поражает и завораживает. Пейзаж удивительно реалистичен.

Собор скрывается за деревьями и листьями, зритель видит здание в просветах и от этого еще более проникается чувством прекрасного.

Художник часто бывал в соборе, прежде чем он решил увековечить здание в своей картине. В 20-30 гг. 19 века он заходил в здание, выбирал наиболее оптимальный ракурс, который бы показал все красоту здания и пейзажа.

А в 1822 году епископ Фишер заказал художнику нарисовать это здание. Констебл с жаром взялся за эту работу, о которой он давно мечтал. Картину он писал на полотне. Изображенный первый дубль не удовлетворил священнослужителя. Небо над зданием было слишком темное. Художник переделал картину, сделал светлым небо над собором и этот вариант пришелся по душе епископу. Сам епископ есть на картине. Вместе со своей женой они глядят на здание собора. Художник изобразил их в левом нижнем углу. Английская природа, красота земли присутствует на холсте.

Констебл противопоставляет в своих работах природу и творения человеческих рук. И хотя он полагал, что созданная природа превосходит все человеческое, в своих картинах он необычайно тонко чувствовал красоту и передавал ее. Констебл всегда оставался патриотом и ценителем английских пейзажей и жизни.

Другие работы автора: