Семейство Дария перед Александром

Автор: Веронезе Паоло
Арт-стиль Итальянская живопись
Тематика: Культуры мира
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Паоло Веронезе «Семейство Дария перед Александром» (Около 1565-1570) 
Холст, масло, 236 x 475 см 
Национальная галерея, Лондон 

Однажды Веронезе был весьма гостеприимно принят в доме Франческо Пизани и в знак благодарности выполнил для его виллы картину «Семейство Дария перед Александром». История эта была широко известна. О ней трогательно повествует Н. М. Карамзин в «Письмах русского путешественника»: «Однажды в окрестностях Венеции застала его [Веронезе] буря с дождем, и он принужден был требовать убежища в загородном доме Прокуратора Пизани, который принял его так ласково и дружелюбно, что живописец не мог выехать от него несколько дней. В то время написал он тихонько Дариеву фамилию (картину, на которой изображено двадцать фигур во весь рост) и спрятал ее под кровать; а прощаясь с хозяином, сказал ему, что он оставил там нечто в знак своей благодарности за его угощения». 

Полотно изображает эпизод из рассказа Плутарха, служивший темой для многих художников. Действие происходит после битвы при Иссе, в которой Дарий остался жив. Сбежав, он бросил свою семью на милость победителя – Александра: «Александр уже собрался обедать, когда ему сообщили, что взятые в плен мать, жена и две незамужние дочери Дария, увидев его колесницу и лук, зарыдали и стали бить себя в грудь, полагая, что царь погиб. Долгое время Александр молчал: несчастья семьи Дария волновали его больше, чем собственная судьба. Наконец он отправил Леонната, поручив ему сообщить женщинам, что Дарий жив, а им нечего бояться Александра, ибо войну за верховное владычество он ведет только с Дарием, им же будет предоставлено все то, чем они пользовались прежде, когда еще правил Дарий. Слова эти показались женщинам милостивыми и благожелательными, но еще более человечными были поступки Александра». 

Картина Веронезе представляет собой нечто вроде театральной мизансцены, и, следовательно, значение имеют позы и жесты персонажей. Но сразу же возникает вопрос: кто здесь Александр? Казалось бы, ответ ясен – тот, к кому обращается коленопреклоненная Сисигамба, мать Дария. Так во всяком случае обычно кажется большинству зрителей. Но соответствует ли это действительности? Небольшой процитированный выше фрагмент дает лишь общую картину событий. И можно только поразиться эрудиции Веронезе, который привлек для разработки «сценария» не одно только повествование Плутарха.

Другие работы автора: