Резня на Хиосе

Автор: Делакруа Эжен
Арт-стиль Романтизм
Тематика: Культуры мира
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Год создания: 1824,

Лувр, Париж


Хиосская резня — расправа турок 11 апреля 1822 года над жителями острова Хиос за то, что островитяне поддержали борцов за независимость Греции.

Из 120 000 жителей острова около 115 тыс. были православными греками, остальные католики, турки и евреи. По приказу турецкого паши убивали детей до 3 лет, мальчиков и мужчин старше 12 лет и женщин старше 40 лет. До 25 000 были убиты, около 45 тыс. проданы в рабство и около 23 тыс. бежали с острова, образовав хиосскую диаспору. Оставшиеся жители были обращены в ислам. После этого остров потерял своё хозяйственное значение. Население Хиоса так и не восстановило свою былую численность: по переписи 2001 года там проживало 50 388 человек, по оценке на 2005 год — 53 817 человек.

Описание картины Эжена Делакруа «Резня на Хиосе»

Сюжетом для этого полотна Делакруа выбрал известный эпизод времен войны Греции за независимость. В апреле 1922 года турки пытаясь подавить повстанческое движение, вырезали практически всех обитателей островка Хиос. Это чудовищное преступление широко освещалось в европейской прессе. Приступая к работе над картиной Делакруа ставил своей целью достижение "правдивости" изображения. Через своего шурин Делакруа познакомился с полковником Вутье, который был свидетелем этого события и подробно расспросил его о нем. Кроме того, Делакруа много работал с редкими книгами, чтобы как можно точнее воспроизвести живые цвета персидских миниатюр. Несмотря на столь серьезную подготовку, картина Делакруа выглядит несколько ненатурально. На картине изображены несколько групп людей на фоне пейзажа, но при этом не возникает ощущения целостности композиции. Публика в оценках этой работы художника разделилась, причем мнения в чрезмерном натурализме едва ли не заслоняли восторг отдельных ценителей. Один из критиков в частности назвал картину "Резней живописи" Тем не менее, она была приобретена государством за 6000 франков - огромную по тем временам сумму.

Это полотно было создано художником в 1824году, на ней изображена одна из страшных страниц истории Греции. Ее борьба за независимость от Османской империи. Критики того времени обвиняли Эжена Делакруа в″ чрезмерном натурализме″.

Что же мы видим перед собой? События происходили в далекий от нас день сентября 1821 года. Турки вторглись на остров Хиос, расположенный в Эгейском море и подвергли вырезанию все населения острова (25 тысяч было убито, 45000 угнано в плен). Вся вина жителей состояла в том, что они поддерживали воинов в освободительной борьбе против турецкого ига.

Эжен использовал в своей работе, сочные тона красок, с помощью них сумел передать достоверно боль и страдания людей. На переднем плане изображена группа людей. Они сбились в кучку, женщины прижимают к себе плачущих, напуганных детей. Мужчина, пытающийся защитить женщин, истекает кровью, рядом валяется его кинжал, не сумевший ему помочь. Над ними нависает кавалерист на лошади, копыта которой подминают под себя вещи людей. В правом нижнем углу, видна убитая мать, ребенок которой прильнул к ее груди пытаясь, обрести покой и защищенность у матери. Справа от них расположена фигура пожилой женщины, взгляд ее отрешенный, рассудок помутился. А на заднем плане простираются безмятежные, синие волны Эгейского моря, видны домики, освещенные теплым солнцем, но они пусты, хозяева уже не вернуться назад. Жизнь ушла, пришло горе и смерть в селение. Картина полна символики. Жестокое и равнодушное лицо османского воина обозначает наступающую неволю, жизнь под жестоким ярмом. Изображенные предметы на переднем плане, брошенный кинжал и пустая сумка символизируют моральную опустошённость народа его невозможность противостоять сильному и материально обеспеченному противнику. 


Эту картину размером четыре на три с половиной метра Эжен Делакруа писал полгода, а потом взял и полностью переписал за 15 дней! История длинная, страстная и отчаянная, так что обо всем по порядку.

В сером, бесцветном Париже, истерзанном войнами и революциями, так не хватало ярких красок и эмоций. Делакруа ходил в гости к некоему господину Огюсту, художнику, который прокатился по Греции, Египту и Сирии и привез оттуда оружие, одежду, курительные принадлежности, посуду и ковры и, конечно, акварели. Казалось, что именно там, на Востоке, сосредоточена вся страсть и блеск этого мира. И так случилось, что именно в это время увлечения Востоком главным событием в парижских газетах становится великая Греция – Греция восстает против господства турок. Жители острова Хиос в мятеже не участвовали, но восставших поддержали, за что жестоко поплатились. В 1822 году здесь погибли 25 тыс. человек, а еще 45 тыс. были проданы в рабство. Кому-то удалось сбежать с острова, а немногих оставшихся в живых обратили в ислам.

После долгих метаний от библейских сюжетов к средневековым Делакруа находит тему, которая доводит его до исступления. Несчастная Греция. Он рисует сотни этюдов с лошадей в манеже, он находит на улице смуглую худенькую девочку и просит ему позировать. Она кажется Эжену гречанкой, лишившейся родителей. Еще не обозначено, еще невнятно его преследует сложнейшая задача и мечта: передать не только сюжетный ужас события, но и собственное волнение от этих событий. Напрямую в сердце зрителя. А для этого нужно изобрести новый живописный язык.

Получив для Салона готовую картину Делакруа, критики были в растерянности: «Это все очень трогательно, здесь много чувства. Но почему, когда я приближаюсь, я не могу ничего разобрать? Почему он не заканчивает свою живопись, столь экспрессивную?» Да потому что он нашел способ передать свое волнение. Вернее, почти нашел.

За две недели до открытия Салона художникам разрешалось взглянуть на готовую экспозицию – и тут в поисках собственного живописного языка Делакруа наконец-то ставит точку. Он увидел пейзажи британца Джона Констебла, вернее, увидел чистые, настоящие цвета, отмытые от копоти и модной, проверенной «старинной» поволоки траву, облака, листья на деревьях. Легенда гласит, что Делакруа уговорил судей разрешить ему забрать свою картину в мастерскую и полностью переписал ее за две недели. Четыре на три с половиной метра. 

Художник проделал грандиозную работу, но вызвал настоящую волну возмущения. Начиная с этого года и еще надолго к нему прилипнет мрачное прозвище – «художник морга, чумы и холеры»

Автор: Анна Сидельникова

Другие работы автора: